Молодежь и наука 2017
131 открыли новые военные действия в пограничных районах, пытаясь заставить русских подписать выгодный для них мир [14, с. 97–98]. Когда же, к декабрю 1507 года указанный мир, все же был подписан, Василия III, действительно мог попытаться воспользоваться наступившей передышкой, для того, чтобы в мак- симально быстрые сроки, укрепить стратегически важную нижегородскую кре- пость, которая не только замыкала южную линию крепостей, но и служила опорным пунктом восточного направления в качестве надежной базы для про- движения вниз по Волге [1, с. 9]. По этой причине строительство Тульского кремля могло быть временно заморожено, с целью скорейшего решения более актуальной стратегической задачи. Нетрудно заметить, что время окончания строительства нижегородского кремля довольно близко подходит к дате (1514 г.), когда летописями было за- фиксировано возобновление возведения тульской крепости в камне. Более того, хорошо прослеживается и сходство в архитектурных приемах данных памятни- ков. Например, все башни имеют по 3 яруса боевых окон для ведения нижнего (подошвенного), среднего и верхнего боя. Достаточно схожи также и двурогие зубцы в форме «ласточкиного хвоста», арочная система оборонительных стен, консоли навесного боя. Различие же в плане геометрии крепостей, обусловлено привязкой к местности и не имеет отношения к делу. Все это, вполне может по- служить косвенным свидетельством того, что строительство, как Тульской, так и Нижегородской крепостей происходило под руководством одного и того же итальянского архитектора Пьетро Франческо. Таким образом, особенности трех этапов возведения Тульского кремля (сначала в камне – потом в дереве – и, наконец, снова в камне), вполне могли быть связаны со сложившейся военно-политической обстановкой, когда, стре- мясь укрепить границы государства в ходе установившейся мирной передышки, Василий III был вынужден срочно перебросить с тульского на нижегородское направление, одного из своих главных архитекторов вместе с соответствующи- ми необходимыми резервами. Во всяком случае, хронологическое совпадение всех этих событий с этапами возведения тульской крепости, очевидно, и не мо- жет быть интерпретировано в качестве простого совпадения. Если к этому еще добавить довольно схожее итальянское влияние на памятниках Тулы и Нижне- го Новгорода, то гипотеза, что их строительство происходило под руково- дством одного и того же человека – Пьетро Франческо, по нашему мнению, вполне может получить право на существование. Литература 1. Агафонов, С. Л. Нижегородский кремль. Архитектура, история, рестав- рация / С. Л. Агафонов.– Горький: Волго-Вятское книжн. изд-во, 1976. 2. Афремов, И. Ф. Историческое обозрение Тульской губернии / И. Ф. Аф- ремов.– М., 1850. 3. Рудаков, А. П. Тульский кремль / А. П. Рудаков.– Тула, 1916. 4. Кипарисова, А. Сокровища русского зодчества: Тула / А. Кипарисова.– Тула, 1948. 5. Ростовцев, М. И. Тула / М. И. Ростовцев.– Тула, 1958.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=