Молодежь и наука 2017

125 Д. В. Карасик Факультет физической культуры, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ УЧЕНИЙ КОНФУЦИЯ Конфуций – мыслитель, учение которого оказало глубокое влияние на жизнь китайского общества и стало основой такого религиозно-философского направле- ния как конфуцианство. Основные положения учения философа были записаны в сборнике в виде коротких заметок о его беседах с учениками. Такой сборник под названием «Суждения и беседы», является краеугольным камнем философской мысли Древнего Китая. В основном, учение Конфуция посвящено социально- этическим проблемам и проблемам должного поведения личности. Важно отме- тить, что Конфуций был приверженцем традиций, он отмечал, что человек должен правильно исполнять свои обязанности после того как изучит свои традиции. Так, традиция для Конфуция становится «нормой, с которой должны согласовываться попытки реформирования имеющихся хаотичных общественных условий» [2]. Все эти положения играют ведущую роль в учении Конфуция, основной мыслью которого было приспособление к миру, а не уход от него, как это было у иных фи- лософов (например, философы Древней Индии Махавира, Сиддхартха Гаутама). Учения Конфуция можно разделить на три взаимосвязанные части, в кото- рых ведущее место занимает человек. Стоит отметить, что учение философа исходило из жизненного опыта. Так, в своем первом учении о человеке, Кон- фуций пришел к выводам, что нравственный уровень между людьми падает и разделил их на 3 категории: 1) категория «Жень» (человеколюбие, милосердие, почтительность, вели- кодушие) – высшая добродетель, выраженная в любви к ближнему и заботе о людях. «Жень» совмещает в себе несколько смысловых аспектов: «морально- психологический (любовь-жалость к людям), социально-этический – (совокуп- ность всех видов правильного отношения человека к другому человеку и обще- ству) и этико-метафизический (интегративная взаимосвязь отдельной личности со всем сущим, включая неодушевленные предметы)» [1]. 2) категория «Цзюнь-цзы» (благородный муж), занимает одно из важных положений в учении Конфуция. Данная категория обозначает идеал морального и воспитанного человека. 3) категория «Сло Жень» (ничтожный человек), используется с учениям «Цзюнь-цзы» (благородный муж), но в отрицательном варианте. Конфуций, противопоставляет учения «Цзюнь-цзы и Сло Жень». «Благо- родный человек», по мнению Конфуция, это тот кто взаимодействует с другими людьми, требователен к себе, может достигнуть различных жизненных успехов, доверчивый. Он не должен быть злым, гордым, жестоким и вруном, такие каче- ства как раз соответствуют «ничтожному человеку», кроме этих качеств он ду- мает только о себе (самолюбив), плохое взаимоотношение между людьми не живет в гармонии с ними.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=