Молодежь и наука 2017

108 положений ряда исследователей по этому вопросу, а также результаты конста- тирующего этапа экспериментальной работы. На формирующем этапе экспериментальной работы третьеклассникам предлагались задания к урокам математики, включающие три основных вида деятельности: – на самостоятельное определение смысла предстоящей алгоритмической деятельности; – на запоминание образца программы действий; – на самостоятельную разработку системы правил и действий. Приведем примеры некоторых заданий. Пример 1 . 1. Выполни программу действий: 1) число 67 умножить на число 6; 2) из полученного результата вычесть число 132. 2. Запиши эту программу действий в виде выражения, обозначь порядок действий и составь схему программы действий с помощью графических средств. На этапе самостоятельного определения смысла предстоящей алгоритми- ческой деятельности учащимся нужно было ясно представлять пошаговые от- ношения результатов действий и способ их оформления в виде программы. Учащиеся составили выражение: 67 • 6 – 132. Правильность его была провере- на расстановкой порядка действий. Был поставлен вопрос о необходимости скобок (в данном случае они не нужны). Далее учащиеся составили схему и проверили ее соответствие данному выражению: • – 132 На этапе запоминания образца программы действий нужно было отойти от частного случая к общему, соблюдая порядок действий и оформить отношения между членами выражения с помощью графических средств. Задание выполня- лось совместно с педагогом и не вызвало затруднений. На этапе самостоятельной разработки учащимся системы правил или дей- ствий учащимся предлагалось самостоятельно выполнить аналогичные задания. Пример 2. Оформи программу действий с помощью графических средств: 1) число 360 разделить на число 60; 2) полученный результат вычесть из числа 29. При выполнении подобных заданий у некоторых учащихся возникали за- труднения. Они не смогли правильно составить выражение: переставляли мес- 67 6 402 270

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=