Молодежь и наука 2017

107 описание этих видов, которое дается в учебнике Л. П. Стойловой [1] для буду- щих педагогов начальной школы. Линейным называется алгоритм, в котором все этапы решения задачи вы- полняются строго последовательно. Разветвляющийся алгоритм – это такой алгоритм, в котором выбирается один из нескольких возможных путей вычислительного процесса. Каждый по- добный путь называется ветвью алгоритма. Признаком разветвляющегося алго- ритма является наличие условий. Циклическим называют такой алгоритм, в котором получение результата обеспечивается многократным выполнением одних и тех же операций. Алгоритмические умения имеют аналогичную учебной деятельности струк- туру, поскольку выполнение и создание алгоритмов также включает в себя при- нятие учебной задачи, овладение способами решения любых учебных задач дан- ного типа, содержит контроль и оценку достижения результата, то есть все то, что понимается под универсальными предпосылками учебной деятельности. Т. А. Кузнецовой [2] выделяется три основных этапа формирования алго- ритмических умений у младших школьников: 1) мотивационный (характеризуется тем, что ученик должен понять, а учи- тель должен ему разъяснить, зачем ему нужно это умение); 2) выполнение учебной работы по построению алгоритмов по образцу (данный этап реализуется в процессе совместной работы учителя и учащихся); 3) самостоятельное построение алгоритмов младшими школьниками, или практический этап (развитие алгоритмических умений на практике). На основании подобранного диагностического инструментария нами был определен уровень сформированности умения строить алгоритмы у третье- классников ЦО № 16 г. Тулы. Проанализировав результаты, полученные в ходе констатирующего этапа работы согласно модифицированной методике Г. Г. Мальцевой [3], нами было выявлено, что 20 % учащихся имеют условно высокий уровень сформированности алгоритмических умений. Эти школьники способны на деление задания на смысловые части (единицы), расстановку вы- деленных смысловых единиц в правильном порядке, осуществление последова- тельности действий в соответствии с планом, сопоставление задания и модели его решения, удержание цели в осуществлении последовательности действий. При этом они выполняют задания самостоятельно, верно и быстро. 40 % уча- щихся имеют условно средний уровень сформированности алгоритмических умений. Они могут делить задание на смысловые единицы, верно определяют порядок действий и осуществляют его согласно плану, но не удерживают цель, не всегда могут выполнить задание самостоятельно и верно. Оставшиеся 40 % учащихся обнаружили условно низкий уровень сформированности алгоритми- ческих умений. Они не смогли справиться с заданиями. Полученные данные говорят о недостаточном уровне сформированности алгоритмических умений у третьеклассников. Мы подобрали совокупность заданий, способствующих формированию у третьеклассников умения строить алгоритмы на уроках математики. При от- боре совокупности заданий были учтены теоретические обоснования основных

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=