Молодежь и наука 2017
103 Б. Кёршан трактует понятие компьютерной грамотности в работе с млад- шими школьниками как «один из аспектов технологического образования, который включает в себя комплекс знаний в области информатики и вычисли- тельной техники, внутреннего устройства компьютерных систем и возможно- стей компьютера, умение осуществлять работу в нескольких операционных системах посредством команд, умение выполнять работу в как минимум одном текстовом редакторе, представления о компьютерных алгоритмах и языках про- граммирования, а также наличие опыта в использовании конкретных утилитар- ных компьютерных программ» [4, c. 57]. Г. К. Селевко [5, с. 74] отмечает, что в контекст данного понятия входит «спектр конкретных операционных действий с персональным компьютером», ко- торый обнаруживает себя в умении пользоваться специальными программными средствами, осуществлять деятельность с электронным текстом, табличным мате- риалом, создавать и представлять презентации, формировать базы данных. Компьютер, являясь одним из наиболее эффективных инструментов для создания информационно-коммуникационной среды в начальной школе, обес- печивает формирование компьютерной грамотности и информативной культу- ры учащихся. Понятие компьютерной грамотности охватывает конкретные действия в обиходе человека в разных областях: бытовой, профессиональной, интеллек- туальной. Например, если младший школьник использует сеть Интернет для выполнения домашней работы, то его действия лежат в бытовой области, т. к. обучение является одной из составляющих жизни ребенка. Если компьютер используется для решения широкого спектра трудовых задач, то действия чело- века лежат в профессиональной области. Удовлетворение запросов собствен- ной умственной деятельности с помощью компьютера предполагают действия в интеллектуальной области. Таким образом, отсутствие конкретного определения понятия «компью- терной грамотности» объясняется различными уровнями, на которых личность осуществляет взаимодействие с компьютерными технологиями. Но в соответ- ствии с выделенными аспектами жизнедеятельности, ориентируясь на иссле- дования В. М. Монахова [6, c. 18], можно определить следующие виды ком- пьютерной грамотности. • Бытовая компьютерная грамотность. Ключевыми умениями младшего школьника здесь могут выступить умения использовать бытовые приборы, созданные на основе программного обеспечения. Они включают в себя конкретные практические действия, связанные с функцио- налом, программным обеспечением, возможностями конкретных приборов. • Профессиональная компьютерная грамотность. Знание специальных утилитарных программ для выполнения тех или иных трудовых задач соответствующих выбранной профессии. По отношению к об- разованию профессиональная компьютерная грамотность актуальна для стар- шеклассников, которые уже при обучении в школе начинают овладевать от- дельными трудовыми навыками, включающими в себя необходимость работы на персональном компьютере для выполнения трудовых задач.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=