Молодежь и наука 2017
102 В. А. Захарова Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, V курс (очная форма обучения) Научный руководитель – А. Л. Рощеня ПОНЯТИЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Федеральный государственный образовательный стандарт начального об- щего образования вот уже семь лет является основным документом, опреде- ляющим содержание российского начального образования на современном этапе. Системно-деятельностный подход, на который стандарт ориентирует пе- дагога, предполагает полную интеграцию младших школьников в информаци- онное общество. Информационное общество представляет собой полиструктурное объеди- нение, где ключевым продуктом жизнедеятельности и производственных от- ношений людей выступает ценностный обмен знаниями и информацией посредством современных информационно-коммуникационных технологий [1, c. 34]. Соответственно, ключевой категорией, которая приобретает особую ценность в информационном взаимодействии педагога начальной школы и младшего школьника, является информативность образования. Информативность образования в сочетании с передовыми компьютерными технологиями способствует психологическим изменениям в сознании младшего школьника. Эти изменения затрагивают большинство аспектов его жизни. При- обретение младшими школьниками информативности в рамках образователь- ной организации является конечным продуктом компьютеризации образования. Среди основных понятий стандарта второго поколения выделяется по- нятие информационной компетентности учащихся. Согласно определению А. Ю. Грунды [2, с. 68], этот термин может быть понят как «способность, уме- ние осуществлять самостоятельный поиск, анализ, отбор, обработку и обмен необходимых информационных данных, используя средства устных и письмен- ных информационных коммуникационных технологий». Информационная компетентность включает в себя следующие компонен- ты: компьютерную грамотность, ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность. Исследователь В. Н. Каптелинин [3, c. 62] пишет о необходимости свое- временного формирования компьютерной грамотности среди учащихся россий- ских школ, определенной глобальными процессами информатизации всего оте- чественного образовательного пространства. Автор отмечает, что понятие «информатизации образования» представляется истинно отечественным ново- образованием, и учитывает исключительно специфику российской школы. В настоящее время существует противоречие между требованиями стан- дарта второго поколения в отношении формирования у младших школьников элементов компьютерной грамотности и недостаточностью диагностических методик и практических разработок по этому вопросу.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=