Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

96 Ю. Н. Бокова Факультет психологии, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Дунаева РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ Внимание – один из самых важных психических процессов в жизни ребён- ка. Великий русский педагог К. Д. Ушинский писал, что « внимание – это един- ственная дверь, через которую внешние воздействия проходят в наше сознание. От того, какое у человека внимание, во многом зависит его успехи в учебе и труде» [2]. Внимание имеет ряд свойств – это концентрация, устойчивость, объем, переключение, распределение и избирательность. Огромное значение для детей дошкольного возраста имеет их развитие, для успешного обучения в школе. Современное дошкольное образование предъявляет высокие требования к про- извольности внимания, умению самостоятельно работать и контролировать свою деятельность. В психолого-педагогической литературе существуют много разных подхо- дов к определению внимания. Н. Ф. Добрынин дает такое определение: «Вни- мание – есть особый вид психической деятельности, выражающийся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности (на которую направ- лено внимание). Этот выбор сопровождается сосредоточением внимания, делающим ясной и отчетливой избранную деятельность. Во внимании проявля- ется активность личности». Из этого следует, что внимание является характери- стикой других психических процессов. В соответствии со степенью участия во- ли при сосредоточении внимания Н. Ф. Добрынин выделил три вида внимания: Непроизвольное, произвольное, послепроизвольное [4]. Непроизвольное внимание возникает непреднамеренно, без усилий. По происхождению оно близко связано с «ориентировочными рефлексами» (И. П. Павлов). Произвольное внимание – преднамеренное сосредоточение состояния соз- нания, поддержание которого зависит от усилий воли. Оно является важней- шим условием труда и обучения. Для эффективного выполнения любой работы, всегда нужно быть сосредоточенным и организованным, а также уметь отвле- каться от внешних раздражителей, для получения лучшего результата. В трудах отечественных психологов неоднократно затрагивался вопрос о произвольном внимании и его развитии. Л. С. Выготский разработал культур- но-историческую концепцию, в которой сказано, что «произвольное внимание тесно связано со второй сигнальной системой» [5, с. 61]. П. Я. Гальперин дока- зал возможность формирования у детей умения целенаправленно управлять своим вниманием [5, с. 67]. Произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста слабоус- тойчиво, они часто отвлекаются на то, что интересно и привлекательно. Эти не-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=