Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

94 А. А. Бойко Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАCТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Актуальность изучения памяти младших школьников с задержкой психи- ческого развития обусловлена необходимостью адаптации этих детей к школь- ному обучению и их включением в школьный учебный процесс, связанный с постоянной нагрузкой на память ребенка. Поэтому целью нашего исследования явилось изучение особенностей па- мяти младших школьников с ЗПР в работе специального психолога. На основе анализа психолого-педагогической литературы были выявлены особенности памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР, к ним отно- сятся: низкий уровень опосредованного запоминания; преобладание механи- ческого запоминания над словесно-логическим; нарушения кратковременной памяти. Основываясь на данных психолого-педагогического исследования была составлена диагностическая программа, включающая следующие методики: 1) «Определение объема кратковременной зрительной памяти» (Р. С. Немов); 2) «Опосредованное запоминание методом свободного графического ассо- циирования» (А. В. Петровский); 3) «Определение уровня развития запоминания» (Л. Джейкобсон); 4) «Оценка оперативной слуховой памяти» (Р. С. Немов); 5) «Исследование логической и механической памяти методом запомина- ния двух рядов слов» (А. В. Петровский). Выбранный методический аппарат соответствует особенностям данных учащихся, методики не требуют большого количества времени на выполне- ние заданий, доступны для понимания, мало энергозатратны, что важно для детей с ЗПР. Исследование памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР проводи- лось на базе Государственного образовательного учреждения Тульской области «Тульская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 4». В исследовании приняли участие семеро детей в возрасте 7–8 лет, учени- ки 1В класса. Из них 2 девочки и 5 мальчиков, двое из обучающихся имеют в диагнозе ЗПР конституционального генеза, остальные пятеро детей задержку психического развития церебрально-органического генеза. Все ученики имеют 3-ю группу здоровья. Исследование памяти с помощью диагностической программы выявило следующие проблемы в развитии памяти детей младшего школьного возраста с ЗПР: низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения; недостаточный объем запоминания [2, с. 38].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=