Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

9 Е. Ю. Александрова, Е. В. Хлопикова Факультет математики, физики и информатики, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. Л. Плешакова ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ В последнее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее – Стандарт) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требовани- ям современного постиндустриального, информационного общества, задачами которого является построение демократического, гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы успешно решать эти новые задачи, каждому пе- дагогу важно понять: что, зачем и каким образом следует изменить в своей на- учно- и организационно-методической деятельности. Одним из главных условий продуктивной учебной деятельности является изменение личностных характеристик самого ученика. В этой ситуации требу- ется постоянная работа ученика над собой, которая может выразиться через учебную деятельность, включающую, как постоянный атрибут, рефлексию. Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участни- ками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин того или иного процесса [1]. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе современной общеобразовательной школы позво- ляет выстроить эффективные субъект – субъектные отношения в системе «уче- ник – учитель». Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой индивидуаль- ный образовательный маршрут. Если физические органы чувств для человека – это источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник внутреннего опыта, способ самопознания и самоконтроля. Рефлексивная деятельность позволяет ученику осознать свою индивидуаль- ность, уникальность и предназначение, которые «высвечиваются» из анализа его предметной деятельности и ее продуктов. Ученик проявляет себя наилучшим образом в тех приоритетных для него способах деятельности, которые присущи, в частности, его индивидуальному стилю познавательной деятельности. Рефлексивная практика становится достаточно практичным и надежным инструментом мониторинга различных сфер развития ученика в ходе учебно- воспитательного процесса. Важно, что все указанные аспекты использования рефлексии актуальны и для личностного развития самого педагога. Грамотно

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=