Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

88 А. В. Бобылева Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. С. Ивлева ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Проблема развития общения в старшем дошкольном возрасте молодая, но довольно насыщенно развивающаяся сфера возрастной психологии. Ее осно- воположником, как и многих других различных проблем генетической психо- логии, стал Жан Вильям Фриц Пиаже. Именно Ж. Пиаже еще в 30-х годах прошлого столетия привлек внимание детских психологов, как к центральному фактору и обязательному условно-социального и психологического развития ребёнка [1; 34] . Общение, – по словам М. И. Лисиной, взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью нала- живания отношений и достижения общего результата [3,с. 50]. Вместе с тем спрос в общении и характер отношений зависят и от партне- ра по общению, от того, с кем общается ребенок. В дошкольном возрасте есть две сферы общения – со сверстником и со взрослым. Как было продемонстрировано в работах М. И. Лисиной, в дошкольном возрасте появляется новая форма общения дошкольника со взрослым – внеситуативно-личностное общение, в процессе которого ребенок ориенти- руется на мир людей. Дошкольник изучает человека как представителя общества, осваивает взаимоотношения в социальном мире. Развитие этой формы общения связано с развитием ведущей деятельности этого возраста- игры [3, с. 50]. В дошкольном возрасте, помимо общения со взрослыми, дифференцирует- ся и достигает развернутой формы общения со сверстниками, что в психоло- гии обозначается как "сверстничество", "товарищество", "ровесничество", а в теории Жана Пиаже указывается "кооперацией", базисом которой составляют отношения обоюдного уважения, возможные только между равными. В настоящее время, как в нашей стране, так и в зарубежных странах от- мечается усиление интересов к проблеме изучения общения. Ученые, придер- живающиеся различных теоретических убеждений, с огромной настоятельно- стью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субoрдинируют закoномерности, которые ими управляют, а также раскрыва- ют механизмы, которые при этом действуют. Проблемы исследования общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, М. И. Лисиной, Ж. Пиа- же и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важный фактор психического развития человека, его социализа- ции и индивидуализации, формирования личности [2; с. 45]. Основываясь на вышесказанном, целью нашего исследования стало изуче- ние психолого-педагогической литературы по проблеме общения детей стар-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=