Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

87 ности и нежеланности в семье. Родительские требования, если они кажутся не- обоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощу- щение, что родителям нет до него дела. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым «Я». Переходным звеном между этими двумя крайними моделями является ав- торитетная модель поведения, которая, согласно Д. Баумринд, предполагает с одной стороны – родительский контроль, но с другой стороны – развивает ре- бенка как личность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что застенчивость является свойством личности, затрудняющим межличностную коммуникацию и ли- шающим человека радости общения. На формирование застенчивости в млад- шем подростковом возрасте влияют различные факторы, однако важнейшую роль играет стиль семейного воспитания. Для формирования у подростка уве- ренности в себе важны адекватные, доверительные детско-родительские отно- шения, которые наиболее характерные для авторитетного стиля воспитания. Литература 1. Галигузова, Л. Н. Проблемы социальной изоляции детей / Л. Н. Галигу- зова // Вопр. психологии. – 1996. – № 3. – С. 102. 2. Зимбардо, Ф. Как побороть застенчивость / Ф. Зимбардо. – М.: Педаго- гика, 1991. 3. Зимбардо, Ф. Застенчивый ребёнок / Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл. – М.: ACT Астрель, 2005. 4. Кон, И. С. Психология ранней юности / И. С. Кон. – М.: Просвещение, 1989. 5. Подласый, И. П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов / И. П. Подла- сый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004 .

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=