Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

86 вой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания. И. С. Кон считал, что именно в подростковом возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности. «Трудности коммуника- тивного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпе- чаток на последующее развитие личности» – писал автор в своей работе «Пси- хология ранней юности» [4]. Многочисленные исследования показали, что количество застенчивых детей резко возрастает с 6 по 8 класс до 54 %, в основ- ном, за счёт девочек. Младший подростковый возраст характеризуется важными изменениями в социальных связях и социализации, так как преобладающее влияние семьи заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником норм по- ведения и статуса. Несмотря на это, многочисленные исследования отечествен- ных и зарубежных авторов показывают, что наибольшее влияние на состояние психического здоровья подростка оказывает адаптация в двух микрогруппах: семье и группе сверстников. Поведение родителей и их отношение к детям в значительной мере опреде- ляют, насколько легко подросток овладевает различными навыками, приобретает самостоятельность, уверенность в своих силах, положительную самооценку. Существуют три основные родительские модели поведения (стили воспи- тания), которые были выделены психологом Д. Баумринд [3]: – авторитарная модель; – либеральная модель; – авторитетная (демократическая) модель. Об авторитарной модели воспитания Д. Баумринд пишет так: «модель предполагает ограничение свободы ребенка, и главной добродетелью в данном случае считается послушание». А. С. Макаренко выделял две разновидности авторитарного отношения к ребёнку: «авторитет подавления» и «авторитет рас- стояния и чванства». Авторитет подавления он называл диким, жестоким и страшным. «Всегда держать детей в страхе – таков главный принцип деспо- тических отношений. Это неизбежно приводит к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, не- редко, самодурствующих» [5]. Либеральный стиль воспитания Д. Баумринд описывала следующим обра- зом: «ребёнку предоставляется столько свободы, сколько он может взять». Во- преки сложившемуся мнению, слишком явный либерализм в воспитании детей не способствует развитию в них чувства уверенности. На самом деле очень час- то либеральные родители невнимательно относятся к ребенку, начиная с того, что они порой не реагируют на плач малыша, который таким образом выражает свою потребность в заботе и комфорте, а впоследствии не считают нужным принимать участие в выработке каких-то основных линий поведения для по- взрослевшего ребенка. Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарно- сти или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначитель-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=