Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

83 С. Н. Белаусова Факультет технологий и бизнеса, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. В. Савельева ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ И СПОСОБЫ ВЫХОДА ИЗ НИХ Во время педагогической практики мы провели исследование по пробле- ме: «Причины возникновения конфликтных ситуаций в педагогическом про- цессе у младших подростков». Целью нашего исследования явилось выявле- ние причин конфликтных ситуаций среди учеников 11–12 лет и выбор методов конструктивного решения конфликтных ситуаций. Конфликты явля- ются неотъемлемой частью нашей жизни, а особенно в подростковом возрас- те. В педагогическом процессе конфликты встречаются у учителя с учеником, у ученика с учеником. Мы выбрали за составляющую нашего исследования конфликт ученик-ученик, так как в процессе прохождения практики мы часто сталкивались с конфликтными ситуациями между учениками в классе. Изучив особенности конфликтов у младших подростков, мы предположили, что большинство школьных конфликтов происходит из-за личностных характери- стик учеников. В «Психологическом словаре» А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский дают следующее определение конфликта: «Конфликт (от лат. conflietus – столкнове- ние) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия» [3, с. 174]. Н. В. Гришина в своей книге «Психология конфликта» определяет конфликт «как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в ак- тивности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем стороны конфликта представлены активным субъектом (субъектами)» [2, с. 25]. А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов в учебнике «Конфликтология» так определяют конфликт: «…под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключаю- щийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями» [1, с. 81]. Изучив литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что ученые определяют конфликт как «столкновение», «противостояние», «противо- речие». В педагогическом процессе невозможно полностью избежать возникно- вения конфликтных ситуаций, однако частые конфликты между учениками нега- тивно сказываются на психологическом климате класса. При наблюдении мы выявили, что конфликтные ситуации в классе происходили преимущественно у мальчиков. Чтобы разобраться в причинах конфликта, мы придерживались следующего плана: 1) выслушать каждую сторону конфликта, опираясь только на факты; 2) разобравшись в причине конфликта, предложить свое решение;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=