Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

81 ские ценности могут обеспечить новые социокультурные потребности [7]. По мнению Ю. Ю. Бочаровой, общие цели поликультурного образования предпола- гают через диалог, критическое осмысление собственной культуры вести учащих- ся к терпимости, к сознательному, ответственному социальному поведению – тем самым к взаимному обогащению всех культур, составляющих общество. Таким образом, большинство исследователей видят целями поликультур- ного образования максимально полное развитие потенциала всех учащихся, вне зависимости от их расовой, национальной и культурной принадлежности. При этом каждый ребенок воспитывается и обучается в духе понимания, признания и уважения собственной расы, национальности и культуры. Условием внедре- ния принципов поликультурного образования является всесторонняя реформа образования. Следует рассмотреть ценности современного образовательного процесса в условиях поликультурной среды. В качестве ценностей, по мнению М. А. Лу- кацкого и М. Е. Остренковой, стоит выделить неразрывную связь глобального восприятия мира с пониманием уникальности культур, взглядов и обычаев, свойственных разным народам; принцип ненасилия в отношении других людей, без которого невозможно эффективное сотрудничество; возможность принятия в проблемных ситуациях альтернативного решения; осознание не только бли- жайших, но и отдаленных последствий принимаемых решений [6]. Таким образом, если образовательная среда включает в себя совокупность условий, в которых происходит формирование, развитие и образование челове- ка, то поликультурная образовательная среда обеспечивает еще и культурное взаимообогащение всех субъектов образовательного процесса. Система образования как целенаправленно организованный социальный институт этноса, обеспечивая удовлетворение этнокультурных запросов, стано- вится фактором существования межэтнической толерантности, возрождения этнической культуры, основным средством передачи, воспроизводства и разви- тия этнической культуры. Принятие ценностей поликультурного образования и воплощение их в про- цессе взаимодействия субъектами образовательного процесса способствует то- му, что образовательная система будет обладать всеми вышеперечисленными качествами. Прежде всего следует говорить о поликультурной компетентности субъектов образовательного процесса, в частности-педагога. Поскольку, на сегодняшний день, общество вовлечено в процесс глобали- зации, поликультурное образование будет содействовать формированию навы- ков и умений поведения личности. Ребенок становится активным субъектом образования своей личности, это должны понимать как родители, так и педаго- ги. Особая роль при таком подходе отводится педагогу. Педагог – главнейшая фигура для учащегося в системе образования [2]. Квалификация педагога, его профессионализм, уровень личностного раз- вития, убеждения, мировоззрение – все это, во многом, определяет образова- тельный процесс. Развитие личности ребенка происходит только в диалоге пе- дагога с учащимся, а система характерных методов и приемов воздействия на учащегося, которую определяет педагог, обеспечивает решение важнейших

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=