Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

80 (Г. В. Палаткина, П. Бателаан, Л. Ф. Гайсина, А. А. Джалалова, W. Nieke, S. Nieto, М. Т. Talib, К. Trasberg и др.), многокультурное образование (Г. Д. Дмитриев, Л. М. Дробижева). Термин «поликультура» по содержанию синонимичен с термином «муль- тикультурность». Под «поликультурой» следует понимать культуру, склады- вающуюся из множества культур и этносов. И «поли...» и «мульти...» как части сложных слов обозначают множественность. «Поли…» (от греч. Polys – много- численный, общирный), часть сложных слов указывающая на множество, все- сторонний охват или разнообразный состав чего-либо. «Мульти...» (от лат. Multus – много) часть сложных слов, означающая: множественность или мно- гократность [5]. Отсюда следует, что частица «поли-» предполагает разнооб- разный состав и является более широким понятием по отношению к «мульти-». В данной статье мы используем понятие поликультурное образование, т. к. именно данное определение наиболее полно характеризует многообразную культурологическую образовательную среду, включающую всех ее субъектов. Проблема поликультурного образования сначала рассматривалась иссле- дователями как проблема национальной школы, затем как проблема многона- циональной школы в полиэтнической среде. На современном этапе она преоб- разовалась в проблему школы общечеловеческой культуры и эффективного диалога культур [8]. Поликультурное образование – это образование, которое благодаря тесно- му взаимодействию представителей различных культур и этнических групп об- разует своеобразный сплав культур, взамен множества индивидуальных куль- тур, единой культуры, как следствие, возникает новая групповая идентичность. Современная модель поликультурного образования предполагает уважительное отношение к индивидуальным культурам, сосуществование и взаимопроникно- вение культур, а также получение нового опыта, опирается на идею сохранения своеобразия традиций и ценностей представителей разных этносов. Наряду с получением опыта межкультурного взаимодействия, субъекты образователь- ного процесса обогащают и пополняют свой культурный багаж. Поликультурное образование в условиях взаимовлияния культур должно способствовать развитию и сохранению собственной идентичности, формирова- нию навыков межкультурного общения, предупреждению и успешному разре- шению конфликтов, обусловленных национальными и другими различиями, так считает К. Трасберг. По его мнению, поликультурное образование расширяет диапазон возможностей каждого человека в сфере общения и сотрудничества [9]. Реализация основных принципов поликультурного образования предпола- гает обновление целей и содержания образования в соответствии с динамикой социокультурных ценностей и целей общественного развития. По мнению Г. В. Палаткиной, развитие поликультурного содержания образования повыша- ет интерес педагогов к этнокультурологической проблеме. Субъекты образова- тельного процесса, включая сообщество в целом как потребителя результатов педагогической деятельности, начинают понимать необходимость более актив- ного насыщения учебно-воспитательного процесса культурными компонента- ми, что создает условия для духовного становления личности, а общечеловече-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=