Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

79 Психологический аспект явления культуры изучается в связи с жизнью че- ловека в обществе, на основе активного усвоения им общественных форм соз- нания и поведения (Д. Б. Эльконин, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, A. А. Бодалёв, В. В. Давидов, Л. И. Божович). Психологические исследования культурологи- ческих проблем субъекта – многогранны: кросскультурные различия стратегий совладающего поведения (Т. Л. Крюкова), особенности этнической идентич- ности (А. В. Сухарев, М. А. Козлова, С. Л. Бухарева), взаимодействие детей с матерями разных национальностей (В. А. Доскин, Л. Анерт, А. Шмидт), кросскультурные исследования младенчества (В. Романова), этнотипическое поведение (В. Ю. Хотинец, Т. Ц. Тудупова), межэтническая толерантность (В. Богданова, М. А. Манойлова) и др. К диалогизации самой культуры приводят процессы глобализации и поли- культурализации, а поскольку элементы культуры обусловливают деятельность и являются производными деятельности, необходимо определить понятие куль- туры в контексте ее диалогичности и поликультурности. Диалоговая концепция культуры представлена в работах М. М. Бахтина, В. С. Библера, М. Бубера и др. Крупнейший философ и культуролог В. С. Биб- лер определяет культуру как форму одновременного бытия и общения людей различных – прошлых, настоящих и будущих – культур, как диалог культур [4]. М. М. Бахтин подчеркивает вечный характер культуры: «Взаимопонимание столетий и тысячелетий, народов, наций и культур обеспечивает сложное един- ство всего человечества, всех человеческих культур (сложное единство челове- ческой культуры)...» [1]. Из вышесказанного следует, что, поскольку само общество характеризуется поликультурностью, то и образовательная система как институт социализации будет обладать той же тенденцией. Таким образом, современное образование предполагает взаимодействие представителей различных культур и возмож- ность свободного самоопределения собственной социокультурной идентично- сти. Поскольку образовательная среда формируется не спонтанно, а требует проектирования, то в данном контексте следует рассмотреть основные принци- пы, цели и ценности современного образования. Одним из важнейших принципов, предусмотренных Законом РФ «Об об- разовании» является принцип защиты и развития системой образования на- циональных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства [10]. В связи с этим, перед сис- темой современного образования ставятся задачи возрождения культурного потенциала каждой этнической группы и сохранения его посредством образо- вательной системы через развитие межэтнической толерантности, ориентации содержания образования на сохранение и развитие этнических традиций в процессе не только учебной, но и воспитательной деятельности образова- тельных учреждений. В современных научных исследованиях вопрос о данной специфике обра- зования нашел отражение в соответствующих терминах: поликультурное обра- зование (А. Н. Джуринский, Ф. Гансберг, Э. Мэйлер, Л. Гурлитт, Л. Л. Супру- нова, Н. Данилевский, А. Тойнби и др.), мультикультурное образование

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=