Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

78 А. М. Бекбулатова Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (заочная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Куликова СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ * Система образования – один из главнейших социальных институтов со- временного общества. На этапе общероссийской модернизации, происходящей в условиях постоянной изменчивости современного мира особенно важно обес- печить социальную стабильность и информационную защиту общества, а также создать благоприятный климат для социализации подрастающего поколения. Проблема модернизации образования относится к числу педагогических про- блем, не теряющих своей актуальности с течением времени. Именно образова- ние «закладывает основы грядущих изменений в обществе, предопределяя, в конечном счете, его развитие в прогрессивном или, напротив, в регрессивном направлении» [3, с. 147–148]. Поскольку образовательная среда является частью (подсистемой) социо- культурной среды, Г. Ю. Беляев предполагает, что первая существует как опре- деленная социальная общность, развивающая совокупность человеческих от- ношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот. В современных психолого-педагогических исследованиях, вопрос о поли- культурности образовательной среды остается открытым и является дискусси- онным, поскольку наблюдается множество подходов к определению понятия «культура», так и самой поликультурной образовательной среды. Поскольку современная трактовка культуры – неоднозначна, она не име- ет исчерпывающего определения. В психологии, педагогике, социологии, многие авторы рассматривают термин «культура» как научную проблему и явление общественной жизни (С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев, В. С. Му- хина, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев). А. М. Прохоров, А. А. Беляев, С. М. Ко- валев, Е. М. Жуков считают, что культура подразумевает под собой знание, которое характеризирует различные исторические эпохи, этносы, сферы жизне- деятельности, а также несет информацию об уровне развития общества, о твор- ческих силах и способностях человека, выражающихся в типах и формах ор- ганизации жизнедеятельности людей, их взаимоотношениях в социуме. В. Н. Сагатовский предполагает, что «культуру можно определить как процесс и результат человеческой деятельности, смысл которой заключается именно в реализации определённых ценностей или жизненных смыслов культуры». А. Н. Леонтьев и В. С. Давидович отмечают, что культура в некотором смысле – специфический способ деятельности, который включает процесс творческой саморегуляции личности. * Статья подготовлена при финансовой поддержке проекта РГНФ № 15-16-71005а/Ц.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=