Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

70 При использовании компьютеров в образовательном процессе школы не- обходимо учитывать ряд факторов: • Учет мотивационного фактора. Одним учащимся интереснее сам компь- ютер и области его применения, другие стремятся использовать его в творче- ской деятельности – рисовать, сочинять музыку, писать сочинения, эссе, статьи. Третьих, имеющих прагматическую направленность, увлекает работа с изда- тельскими системами, средствами анимации и видеомонтажа, электронной по- чтой и т. д. • Учет индивидуального фактора. Разработка программ с учетом не только степени обученности и обучаемости школьника, но и лево- правополушарного доминирования. • Учет этнического фактора. Разработка компьютерных курсов на родных языках, культурологических курсов по национальной культуре, игр на основе национальных мотивов. Отметим, что на каждом этапе урока сложились определенные приемы ра- боты с компьютером: I. Организационный момент: демонстрация темы и целей урока. II. Проверка домашнего задания: демонстрация правильного решения для заданий вызывающих затруднения, вопросы для проверки знаний, тестовый оп- рос по теории. III. Актуализация опорных знаний: вопросы и задания, подводящие к не- обходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу. IV. Объяснение нового материала: демонстрация основных понятий, схем, таблиц, рисунков, анимации, видеофрагментов, иллюстрирующих особенности нового материала. V. Закрепление изученного материала: вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала, демонстрация правильного решения при возникновении затруднений. VI. Контроль и учет знаний: задания разного уровня сложности, использо- вание нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний. Место компьютера на занятиях, продолжительность его использования во многом определяются индивидуальными особенностями обучаемых детей, сти- лями их учебной деятельности: аналитический, аудиальный, визуальный, ин- туитивно-мыслительный и т. п. Таким образом, компьютер обладает огромным потенциалом формирова- ния положительной мотивации учения, снятия зажатости и ряда комплексов, мешающих ребенку учиться и не устраняемых в прямом общении с педагогом. Но необходимо отметить, что применение компьютерных технологий в процес- се обучения будет более эффективным, если: 1) отбор педагогических программных средств осуществляется на основе анализа соответствия содержащегося в них учебного материала учебной программе; 2) разработана и внедрена технология применения компьютерных средств на различных этапах урока (при проверке выполнения домашнего задания, при изучении нового материала, при закреплении полученных знаний и др.);

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=