Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

61 По легенде, появление белого облака предсказал Чингизхану странствую- щий прорицатель: «Оно будет перстом Верховного Неба, благословляющего твое высочайшее положение на земле. Но тебе надлежит беречь это облако, ибо, утратив его, ты утратишь свою могучую силу…» [3, с. 13]. Уверив себя в том, что он является божественным избранником, сыном самого Неба-Тенгри, которое, «как и он, признает только силу, только проявления силы, только но- сителя силы» [3, с. 19], Чингизхан опрометчиво счел, что белое облако – «знак одобрения и благословения, провозвестник великих грядущих побед». На са- мом деле, это знамение символизирует «Божественное Откровение и само при- сутствие Бога» [16, с. 136], как последний шанс на спасение его заблудшей ду- ши. Но, издав противоречащий самой природе указ на запрет деторождения и совершив за его нарушение жестокую расправу над воином-сотником и мо- лодой женщиной-золотошвейкой, Чингизхан упустил этот шанс – «Облачко по- кинуло хагана… Небо отвернулось от него». Другой символ – Дракон, призванный по замыслу автора создать резкий контраст с божественным светом и чистотой Белого Облака, является знаком, эмблемой самого завоевателя: «Ханское знамя – черное полотнище с ярко-крас- ной каймой и огненным, шитым шелком и золотыми нитями драконом, изрыга- ющим пламя из пасти…» [3, с. 17]. «В языческих легендах дракон – метафори- ческое изображение сильного правителя, который расширял свои владения с помощью меча. (…) В Азии, особенно в Китае, дракон до сих пор считается символом сверхъестественных сил, не ограниченных моральными принци- пами» [16, с. 56]. Анализ литературных источников показал, что при достаточ- но точном описании монгольской армии, ее организации, численности, тактики движения войск в походе и названий структурных подразделений в легенде Айтматов, в соответствии с творческим замыслом, меняет изображение на сим- воле власти Чингизхана. Знамя его реального исторического прототипа – «бе- лое с девятью хвостами яков (на развевающейся части знамени)», которые «представляли своего рода вымпелы» [17, с. 49]. Несомненно, авторский сим- вол усиливает эстетическое восприятие образа, однако, «смысловая структура символа многослойна» [1, с. 157], в чем мы убедились в ходе нашего исследо- вания, предположив, что в образе Дракона, скрыт и другой глубинный смысл, подтекст, отсылающий нас к другому мифу. В 1897 году Брэм Стоукер опубликовал свой знаменитый фантастический роман, в котором «сделал графа Дракулу, зловещего вампира, сеющего смерть, прямым потомком Чингисхана» [5, 196]. Интересно, что и в действительности, по версии ученых [14, 15], род исторического прототипа Дракулы Влада III (Цепеша), берет свое начало от сына азиатского завоевателя. Свое прозвище Дракул Влад получил от отца, который являлся рыцарем Ордена св. Георгия (ордена Дракона). Рыцари ордена носили знак дракона на одежде, отец же Вла- да III чеканил золотые монеты с изображением дракона, которые и стали при- чиной возникновения прозвища. «Мутьянский воевода Дракула» – личность весьма известная в истории: «господарь жестокий», окруженный кровавым ореолом, «опустошал села, ве- шал жителей и среди повешенных обедал» – свидетельствует древнерусская

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=