Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

59 Н. Г. Басова Факультет русской филологии и документоведения, магистрант 1-го года обучения (заочная форма обучения) Научный руководитель – Л. В. Захарова ЭСТЕТИКА МИФА В ПРОЗЕ АЙТМАТОВА (на примере произведения «Белое облако Чингизхана») Проза Ч. Айтматова являет собой богатейший материал для изучения ав- торского мифотворчества как некой внутритекстовой стратегии – художествен- ного приема «и стоящего за этим приемом мироощущения» [10, с. 295]. Миф, сотворенный писателем, подобно радуге, несет в себе весь спектр известных эс- тетических категорий в их взаимосвязи и взаимодействии: от возвышенного до низменного, от прекрасного до безобразного, когда именно «эстетическое от- ношение позволяет человеку освоить социальный опыт в личностных и духов- но-культурных формах и извлечь из него общечеловеческое» [5, с. 26]. Образуя органичную контаминацию с основным повествованием, мифы Айтматова, как «некое священное слово, точно бы возвещенное оракулом» [6], создают тот глубинный «внутренний эстетический слой», который «ориентирован на про- тяженность человеческой истории» и «дают произведению длительное сущест- вование» [5, с. 127]. В 1990 году в журнале «Знамя» писателем была опубликована интегриро- ванная повесть к роману «И дольше века длится день… (Буранный полуста- нок)», под названием «Белое облако Чингизхана». Десятилетний временной разрыв между текстами одного произведения писатель объяснил в предисловии к повести, сославшись на «пору идеологического диктата, когда всевидящие цензоры и разного рода «мнения сверху» решали участь произведения в адми- нистративном порядке. Нередко приходилось ради прохождения книги «в це- лом» соглашаться на наименьшее из зол, чтобы, образно говоря, не перегрузить корабль, идущий к читательским берегам в жестокий шторм» [3, с. 2], – пишет автор. «Допеть недопетую песню» Айтматову удалось – в современных издани- ях она, уже в виде недостающих глав, включена в роман. Главная мысль произведения – изобличение властолюбия и тирании – тема особо актуальная в постсоветский период после ее вынужденного длительного замалчивания. В сюжете основного повествования, разворачивающегося в по- слевоенное время, – арест школьного учителя, отца двоих детей Абдуталипа Куттыбаева. Через сталинские «жернова власти» тогда прошло безмерное ко- личество ни в чем не повинного народа, и Абдуталип был в их числе. Ложный донос, сфабрикованное обвинение, разлука с семьей, с детьми, которые были ему дороже жизни, и вынужденное самоубийство – трагедия, которую с высоты нашей эпохи Айтматов-мифотворец предлагает глубже понять и прочувство- вать в свете драматических событий легенды под названием «Сарозекская казнь». В ее основе лежит древнее предание кочевья о Чингизхане. По словам писателя, данный миф как будто «мало соотносим с исторической действитель- ностью, но много говорящий о народной памяти…» [3, с. 2].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=