Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

58 учитывать и использовать возможности и особенности участников малых групп внутри коллектива. Психологический климат педагогического коллектива влияет на психоло- гический климат ученического коллектива, качество и эффективность педаго- гической деятельности. Благоприятный психологический климат в коллективе помогает педагогу найти оптимальные пути взаимодействия с коллегами, сво- бодно проявлять свои желания, чувствовать себя значимым членом коллектива. Он также способствует стремлению педагогов к саморазвитию и самообразова- нию, повышению уровня своего профессионализма. Делая вывод, следует отметить, что если психологический климат в кол- лективе получает высокую оценку педагога, то это способствует не только раз- витию самого коллектива, но и его сотрудников. В целом, результаты исследо- вания научной литературы позволили выявить тесную связь между оценкой психологического климата и осмысленностью жизни, стратегиями поведения, ценностными ориентациями и жизнестойкостью. Удовлетворенность психологическим климатом в педагогическом коллек- тиве во многом зависит от личностных особенностей самого человека (системы ценностных ориентаций, жизнестойкости, осмысленности жизни, предпочтения эффективных стратегий совладания с жизненными трудностями); размера сети индивидуальной социальной поддержки в педагогическом коллективе, связан- ной с осмысленностью жизни и жизненными ценностями. Осмысленность жизни, умение справляться с вызовами (в том числе, про- фессиональными) на деятельностном и внутриличностном уровнях, интерес к своей профессиональной деятельностью, способствуют более высокой удов- летворенности жизнью, трудом и коллективом.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=