Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

57 О. А. Басина Факультет психологии, магистрант 1-го года обучения (заочная форма обучения) Научный руководитель – С. А. Филиппова ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ В КОЛЛЕКТИВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Удовлетворенность трудом определяют так же, как эмоционально- оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. Как показывает анализ научной литературы удовлетворённость трудом в коллективе образовательной организации опосредствуется, прежде всего, не объективными средовыми параметрами, а общей склонностью конкретного ин- дивида к «позитивной аффективности» (позитивному восприятию мира – по- просту говоря, к оптимизму), либо к «негативной аффективности» (негативно- му восприятию, или пессимизму). Как сообщает Л. Джуэлл, «в настоящее время имеется много данных, подтверждающих существование положительной кор- реляции между оценками положительной аффективности и большей удовле- творенностью работой». Сегодня, во время научно-технического и социального прогресса происхо- дит непрерывное усложнение деловых и личностных взаимосвязей между людьми в процессе деятельности. Вместе с этим неизмеримо возрастает и роль психологического фактора, человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Это в полной мере проявляется и в педагогических коллективах. Американские ученые-бихевиористы выделяют три «психических состоя- ния», испытываемые работником, которые определяют его удовлетворенность работой и профессиональную мотивацию: ощущение значимости (работник должен чувствовать, что его деятельность является стоящей и важной в приня- той им системе ценностей); ощущение ответственности (он должен быть уве- рен, что несет личную ответственность за результат своих действий); знание результата (он должен иметь возможность оценить результаты своей работы). Важнейшими условиями удовлетворенности являются благоприятная кор- поративная культура, оптимальный стиль лидерства, коммуникативная и управ- ленческая компетентность руководителя. В этом заключается умение принять решения, взять на себя ответственность, способность организовать работу, вы- сказать благодарность. Важным элементом управленческой деятельности, влияющим на удовлетворенность руководством, является делегирование пол- номочий и ответственности персоналу. В педагогическом коллективе существует несколько характерных типов людей, входящих в малые группы и оказывающих влияние на коллег и обу- чающихся. Перед администрацией в этих условиях стоит непростая задача, свя- занная с грамотным управлением этими процессами. Это предполагает сфор- мированность ценностных ориентаций коллектива, необходимость знать,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=