Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)
55 его жизни» [2, с. 15]. В 1919 году дед получил под Архангельском ранение, в госпитале заболел брюшным тифом. Он чудом выжил, после болезни демоби- лизовался и работал в Красном Сормове. Талант и неиссякаемая энергия Ми- хаила открыли ему путь в Коммунистический университет имени Свердлова. По окончании учебы Кошкин стал директором кондитерской фабрики. Коллек- тив полюбил дедушку. Все отмечали в нем высокую работоспособность, уме- ние находить общий язык с коллегами, неиссякаемую творческую энергию. Биография Михаила Ильича была наполнена трудностями, но, несмотря на это, он стойко преодолевал препятствия и шел к своей мечте. Дедушка хотел получить серьезное образование. Вера Николаевна Кошкина, жена дедушки, вспоминала о том, что Михаилу Ильичу очень хотелось учиться: «Сколько же надо было готовиться, чтобы поступить в вуз, но он упорно занимался. Днем работал, а ночью сидел за книгами» [1, с. 55]. В 1929 году Кошкин круто по- менял судьбу: в счет парттысячи его командировали в Ленинградский поли- технический институт, по окончании которого работал в конструкторском бю- ро Ленинградского завода опытного машиностроения. Через два года после получения диплома Кошкин удостоился правительственной награды – орде- ном Красной Звезды. Но награды не являлись самоцелью Кошкина, его погло- тила идея создания танка, который был бы способен вести бой в тяжелых кли- матических условиях СССР, маневренного и простого в обслуживании. Невероятно, но дедушка как будто чувствовал страшную угрозу, надвигаю- щуюся на нашу Родину. В 1937 году Кошкин вместе с семьей переехал в Харьков. Михаила Ильича назначили главным конструктором Харьковского паровозостроительного завода, ставшего вскоре танковым. Здесь, не покладая рук, не зная отдыха всю свою энергию, дедушка вложил в свое детище – ле- гендарную тридцатьчетверку. Меня поразил тот факт, что руководство партии могло лишить советских танкистов машины нового поколения, так как на воо- ружение приняли колесно-гусеничный танк А-20. Но дедушка решился на бе- зумный по тем временам поступок: без разрешения правительства поехал в Москву сам и повез проект двух танков и макет гусеничного танка. К сча- стью, главнокомандующий одобрил идею конструктора. В марте 1940 года Кошкин, «повел» танки в Москву. По заснеженным по- лям, сквозь метели и бури, передвигались замаскированные боевые машины, обходя населенные пункты. Михаил Ильич сам сидел за рычагами одного из танков. Показ в Кремле стал ключевым в судьбе танка Т-34. В ночь на 17 марта машины были доставлены на Ивановскую площадь Кремля. 24 марта прошли испытания на полигоне в Кубинке. Обстрел корпуса Т-34 вел полковник гвар- дии Е. А. Кульчинский, большой мастер своего дела. После испытания Куль- чинский признался, что испытывал машину с великим наслаждением. Это была победа человеческого разума и великого мужества. Танки отправились на род- ной завод. «Во время этого пробега Михаил Ильич сильно простудился и скон- чался от воспаления легких 26 сентября 1940 года» [1, с. 74–75]. Великий кон- структор прожил всего 41 год, но, несмотря на это он успел сделать так много для победы. «Еще девять месяцев оставалось до нападения фашистов на нашу
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=