Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

542 коммуникативных умений учащихся. Задача педагога состоит в том, чтобы научить учащихся интеллектуальному и коммуникативному чтению, при кото- ром они учатся интерпретировать прочитанные произведения, выражать свою точку зрения, излагать личное понимание проблемы, а также соотносить со- держание произведения с личным опытом. Данная функция домашнего чтения затрагивает саму личность обучаемого, его интеллектуальную и эмоциональ- ную сферы жизнедеятельности. Сами тексты для домашнего чтения должны быть подобраны с учетом ин- тересов, запросов, возрастных и психологических особенностей школьников. Отбор текстов является непростой задачей для педагога, потому что не всегда представляется возможным учесть все особенности, запросы и интересы уча- щихся. Довольно часто учащимся приходится работать с текстами, которые со- вершенно не представляют для них интереса и не удовлетворяют познаватель- ные потребности. Такие тексты снижают мотивацию учащихся. При отборе текстов также необходимо учитывать их содержание, новизну и значимость представленной в них информации. На данный момент педагоги все чаще об- ращаются к материалу, который построен на основе аутентичных текстов лин- гвострановедческого характера. «Аутентичный текст – это устный и письменный текст, являющийся ре- альным продуктом речевой деятельности носителей языка и неадаптированным для нужд учащихся с учетом их уровня владения языком» [Азимов, 2009]. Ау- тентичный материал специально создан носителями языка, а это подразумевает то, что аутентичные тексты иллюстрируют язык в форме, принятой носителями языка. Вместе с этим, аутентичные тексты разнообразны по стилю и тематике, работа над такими текстами вызывает интерес и повышает у учащихся мотива- цию к изучению иностранного языка. Несмотря на это, многие педагоги пред- почитают обращаться к адаптированным текстам. Использование упрощенных или искусственно созданных текстов может стать барьером к последующему пониманию текстов, взятых из реальной жизни. Несомненно, можно сказать, что такие тексты лишены авторской индивидуальности и национальной специ- фики. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что аутентичные тексты яв- ляются оптимальным средством обучения культуре страны изучаемого языка, а, следовательно, их включение в практику преподавания иностранного языка целесообразно. При работе на уроках домашнего чтения важно правильно организовать этапы работы над текстом и составить комплекс упражнений, который будет построен с учетом всех особенностей школьников, а именно, интересов, возрас- тных особенностей и уровня владения языком. Комплекс упражнений должен быть направлен на развитие умений и навыков учащихся. Каждый этап (дотек- стовый, текстовый и послетекстовый) должен содержать упражнения, которые будут наиболее эффективными, полезными и результативными. Существует много видов заданий для работы над текстами. Задания во многом зависят от того, какую цель преследует педагог. Если идет речь о раз- витии речевого навыка, то упражнения должны быть ориентированы на кон- троль понимания содержания. Если педагог хочет, чтобы после прочтения уча-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=