Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

533 Н. Н. Юрчик Факультет русской филологии и документоведения, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. Н. Большакова РЕЧЕВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ КОНФЛИКТА В ПРОИЗВЕДЕНИИ Н. В. ГОГОЛЯ «ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ПОССОРИЛСЯ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ» Речевой конфликт – одно из центральных понятий теории речевых актов и лингвоконфликтологии. Согласно В. С. Третьяковой, его можно понимать как «результат особого типа взаимодействия субъектов, некоторое состояние участников коммуникативного акта, возникающее как результат речевого пове- дения» [7, с. 114]. Основными компонентами речевого конфликта являются субъекты коммуникативного акта, противоречия в их взглядах и ценностях, по- вод, временная протяжённость и локализация конфликта [7, с. 114]. С точки зрения особенностей коммуникации речевой конфликт – это след- ствие не соблюдения правил и принципов, устанавливающих обязательства между участниками общения. Учеными Г. П. Грайсом и Дж. Н. Личем были сформулированы следующие максимы (правила) речевой коммуникации: коли- чества, качества, релевантности, способа, такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии [5]. В основе речевого поведения участников конфликта лежат речевые страте- ги, которые непосредственно связаны с речевыми тактиками. Так, для реализа- ции кооперативной стратегии используются тактики кооперации: предложения, согласия, уступки, одобрения, похвалы, комплимента и др. Нейтральной стра- тегии свойственны приёмы игнорирования собеседника и смены темы. Страте- гия конфронтации связана с тактиками угрозы, запугивания, упрека, обвинения и другими [2, с. 168]. Частью речевой тактики (чаще всего оскорбления) может являться исполь- зование инвектив. В «Новейшем философском словаре» они определяются так: «Инвектива – это культурный феномен социальной дискредитации субъекта посредством адресованного ему текста, а также устойчивый языковой оборот, воспринимающийся в той или иной культурной традиции в качестве оскорби- тельного для своего адресата» [4] . На современном этапе изучения выделяют восемь групп инвективной лексики; среди них интересующие нас зоосеманти- ческие метафоры [6]. Целью нашего исследования является анализ художественного воплоще- ния конфликта в произведении Н. В. Гоголя при помощи методологического аппарата теории речевых актов и лингвоконфликтологии, а также определение роли инвективной лексики в описанном конфликте. В «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифорови- чем» конфликт между двумя друзьями проходит несколько стадий. Первая – предконфликтная: Иван Иванович замечает во дворе Ивана Никифоровича ру-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=