Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

529 ные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в от- ношениях с окружающими, получить их одобрение), мотивы социального со- трудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другими людь- ми). Учебная мотивация – это частный вид мотивации, включенный в учебную деятельность. Развитие учебной мотивации – это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес происходит к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-игр, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игро- вую деятельность, внеклассную работу и использование различных приемов. Условия развития мотивации младших школьников: 1. Является характер деятельности или содержание задачи, которую необ- ходимо решить. Любая предстоящая деятельность должна обладать новизной. Степень трудности задачи влияет на развитие мотивации. 2. Является максимальная самостоятельность школьников. 3. Практическая значимость и польза знаний для школьников является важным условием развития мотивации. Ориентация в мире, успех в деятельно- сти, достижение целей, нахождение своего места, утверждение в обществе яв- ляются смыслом познания. 4. Противоречивость материала является необходимым условием развития мотивации. У ученика возникает удивление и желание разобраться в проблеме, когда он сталкивается с противоречием и взаимоисключающими сведениями о ка- ком-либо предмете или противоречащими объяснениями некоторого процесса. Для того чтобы сформировать у учеников начальных классов мотивацию к учению, нужно придерживаться следующих правил: 1. Задачи должны быть доступны и понятны для решения; 2. Деятельность должна давать возможность для выбора; 3. Слабо мотивированным детям предоставляется возможность использо- вания повтора, для приобретения уверенности. Особое место в формировании учебной мотивации у младших школьников занимает волевая мотивация. Волевая мотивация служит стержнем личности, к которому притягиваются такие свойства личности, как направленность на ценностные ориентации, уста- новки, социальные переживания, притязания, эмоции и волевые качества. В волевые методы развития мотивации входят: а) информирование об обязательных результатах; б) формирование ответственного отношения; в) познавательные затруднения; г) самооценка и коррекция своей деятельности; д) прогнозирование будущей жизнедеятельности. Необходимым условием для развития мотивации является противоречи- вость материала.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=