Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

528 А. И. Шумская Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – К. Ю. Брешковская ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В наше время мотивация занимает ведущее место в структуре развития лич- ности и раскрытия ее индивидуальности. Главная задача педагогов-совер- шенствование учения школьников как ведущего из вида деятельности, выявления условий, повышающих качество образования. В младшем школьном возрасте ве- дущей становится учебная деятельность. Она определяет важные изменения, ко- торые происходят в развитии психики детей на данном возрастном этапе. По ре- зультатам последних наблюдений педагогов, у детей с успешной учебной деятельностью, хорошо развиты познавательные и социальные мотивы [1]. Со временем теория учебной деятельности обогатилась новым содержани- ем и концепциями мотивации учения. В. С. Ильин, Ю. В. Шавров изучали по- знавательные потребности учебной деятельности. М. В. Матюхина, А. К. Мар- кова, А. В. Орлов изучали познавательные и социальные мотивы. Г. И. Щукина, Ф. К. Савина, М. Г. Морозова, Л. П. Ромадин изучали познавательный и пред- метный интерес учащихся. Л. П. Лусканова, Л. И. Божович изучали мотивы по- ведения. А. А. Раен, Н. В. Бордовская изучали мотивы достижения успеха и из- бегание неудач. Ученые Н. А. Бакшаева, М. А. Данилов, В. С. Ильин, занима- лись исследованием различных средств воздействия учителя на развитие мотивационной и познавательной сферы обучаемых. Работы О. С. Гребенюка, В. С. Ильина, В. А. Ядова по проблемам мотивации учения и труда школьников позволили ученым выявить дидактические условия управления учебным про- цессов на основе его мотивационного обеспечения [2]. Учебная мотивация носит системный характер. Она характеризуется на- правленностью, устойчивостью и динамичностью. А. К. Маркова выделяет две группы психологических характеристик (кри- териев) учебных мотивов: содержательные и динамические. Содержательные качества мотивов связаны, по мнению автора, с характером самой учебной дея- тельности. К ним относятся: осознанность, самостоятельность возникновения или проявления, обобщенность, действенность, доминирование в структуре мо- тивации, степень распространения на несколько учебных предметов [6]. К уровням познавательной мотивации относятся: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, за- кономерностями), учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение спо- собов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний), мо- тивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний, и затем на построение специальной программы самосовершенствования). Соци- альные мотивы могут иметь следующие уровни: широкие социальные (долг и ответственность; понимание социальной значимости учения), узкие социаль-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=