Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

526 ния на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций, ис- пользованию знаний в практической деятельности. Особое значение имеет спо- собность ученика использовать свои знания на практике: для того, что бы ус- пешно справиться с данным типом экзаменационной работы не достаточно быть начитанным человеком, но необходимо проявить умения аналитического характера, способность к логическому построению текста. Текст сочинения может продемонстрировать особенности и специфику восприятия темы на ос- нове подбора произведений для аргументации, рассуждений подтверждающих позицию учащегося. Сочинение представляет собой разновидность творческого проекта, таким образом может выступать как показатель развития воображения, способности креативно относиться к сложившейся ситуации. Основной массив учащихся 11 классов, как правило, стремится к поступ- лению в высшие учебные заведения определенной направленности. Среди бу- дущих абитуриентов технических и естественнонаучных вузов отношение к итоговому сочинению, обычно, весьма негативное, что связано с необходимо- стью усиленно готовится к сдаче ЕГЭ по профильным предметам, в число ко- торых, разумеется, не входит ни литература, ни прочие предметы гуманитарно- го цикла. Таким образом, подготовка к итоговому сочинению рассматривается как лишняя трата сил и времени, дополнительная сложность при поступлении в вуз. Тем не менее, итоговое сочинение направлено на выявление общего уровня интеллекта учащегося, а способность к размышлению, анализу, логическому доказательству, что в равной степени необходимо и «лирикам» и «физикам». Коммуникативный компонент готовности к написанию итогового сочине- ния может быть рассмотрен как сформированное умение передавать информа- цию. В дано случае речь идет об опосредованной коммуникации, между уча- щимся и экспертом, оценивающим его работу, отсутствует прямое взаимодействие, следовательно особую роль играет способность четко форму- лировать свои размышления в письменном виде. Данный компонент формиру- ется в течении длительного периода и его успешность во многом зависит от уровня методичности педагога, которую в аспекте данного компонента мы по- нимаем как владение методикой обучения ясному, четкому и последовательно- му письменному изложению информации. Трудности в формировании данного компонента обусловлены современным уровнем развития коммуникации. Так- же необходимо отметить общее снижение культуры общения, в том числе, культуры речи. К сожалению, данная тенденция на современном этапе харак- терна для всего общества, соответственно молодые люди невольно усваивают искаженные лексические формы совершенно не сознавая того. Результативный компонент готовности к написанию итогового сочинения в узком смысле представляет собой соответствие работы учащегося критериям оценки. В более широком понимании данный компонент представляется собой уровень освоения образовательной программы среднего общего образования не только на знаниевом уровне, но и в контексте использования имеющихся зна- ний и умений на практике. Решение любой учебной задачи должно готовить учащегося к преодолению различных сложностей, возникающих в повседнев- ной жизни. Хотя итоговое сочинение является литературоцентричной экзаме-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=