Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

520 поддерживает. Чувствительность к воздействиям партнёра существенно меньше в сфере общения с другими детьми, чем со взрослыми [1, с. 76]. Перечисленные особенности отражают специфику детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста. На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом суще- ственно изменяется: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения проявляются в резком возрастании значимости других детей в жизни ребёнка, появлением избирательных привязанностей, дружбы и с возникновением более устойчивых и глубоких отношений между детьми. Их можно рассматривать как временные границы трёх этапов в развитии об- щения детей. Эти этапы, по аналогии со сферой общения со взрослым, были названы формами общения дошкольников со сверстниками. Первая форма – эмоционально-практическое общение со сверстниками (второй – четвёртый годы жизни). Особое место в таком взаимодействии зани- мает подражание. Дети как бы заражают друг друга общими движениями, об- щим настроем и через это чувствуют взаимную общность. Следующая форма общения сверстников – ситуативно-деловая. Она складывается примерно к четырём годам и до шестилетнего возраста. Этот возраст является периодом рассвета сюжетно-ролевой игры, она ста- новится коллективной – дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку. До- школьники отчётливо разделяют ролевые и реальные отношения, причём эти реальные отношения направленны на общее для них дело – игру. Таким обра- зом, главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. В конце дошкольного возраста у многих детей складывается новая форма общения – внеситуативно – деловая. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других. Суть этого отношения заключается в том, что сверстник становится не только предпочитаемым партнёром по со- вместной деятельности, не только предметом сравнения с собой и средством самоутверждения, но и самоценной целостной личностью [1, с. 77]. Делая вывод можно сказать, что человек в первую очередь социальное су- щество, который испытывает потребность в контакте с другими людьми. На ран- них этапах развития ребенку важно помочь осознать его индивидуальности [2, с. 82]. При этом каждый ребенок стремится соответствовать социальным требо- ваниям и нормам, быть полноценной личностью соблюдая «правила обществен- ной» игры. Если у ребенка хорошо сформированы коммуникативные навыки, ему проще удовлетворять свою познавательную активность, легче удается выстраи- вать мотивационно-потребительское поведение, строить отношения с детьми и взрослыми и адаптироваться в новом коллективе. Поэтому уже в дошкольные годы развитие коммуникативных способностей и имеет такое большое значение. Литература 1. Терехова, А. В. Методы проблемного обучения в процессе развития словесно-логического мышления старших дошкольников / А. В. Терехова,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=