Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

519 С. В. Шатунова Факультет психологии, II курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Ю. М. Васина ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ЕГО РАЗВИТИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Одной из важнейших задач в подготовке ребенка к школе и всей дальней- шей жизни является формирование его коммуникативных способностей в до- школьном возрасте. В жизни ребёнка дошкольного возраста большое место занимают другие дети и потребность в общении становится одной из главных. Общение дошкольников со сверстниками имеет свои особенности кото- рые качественно отличаются от общения со взрослыми [1, с. 74]. Первая и наиболее важная отличительная черта состоит в большом разно- образии коммуникативных действий в широком их диапазоне. Именно в общении с другими детьми впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, кокетство, фантазирование. Уже с трёх-четырёхлетнего возраста ребёнок управ- ляет действиями партнёра, проводит контроль за их выполнением, появляется совместная игра и навязывание собственных образцов [1, с. 75]. Вторая черта общения сверстников заключается в его яркой эмоцио- нальной насыщенности. Контакты дошкольников эмоциональны, раскованны, выражают самые различные эмоциональные состояния- от яростного негодова- ния до бурной радости , от нежности и сочувствия до гнева. В среднем дошко- льники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым. Это происхо- дит потому что, начиная с четырёхлетнего возраста сверстник становится более предпочитаемым и привлекательным партнёром по общению. Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их не- стандартности и нерегламентированности. Со взрослыми дети придерживаются определённых общепринятых норм поведения, тогда как со сверстником до- школьники используют самые неожиданные действия и движения. Этим дви- жениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляют- ся, передразнивают друг друга, сочиняют разные небылицы. Нерегламентиро- ванность и раскованность общения, использование непредсказуемых и нестан- дартных средств остаются отличительной чертой детского общения до конца дошкольного возраста. Преобладание инициативных действий над ответными, является ещё од- ной особенностью общения сверстников. Особенно ярко это проявляется в не- возможности продолжить и развить диалог, который распадается из-за ответной активности партнёра. Для ребёнка значительно важнее его собственное дейст- вие или высказывание, а инициативу сверстника в большинстве случаев он не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=