Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

517 С. Д. Шапиро Факультет иностранных языков, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Г. В. Валеева НРАВСТВЕННЫЙ СМЫСЛ СМЕРТИ СОКРАТА В РАБОТЕ ПЛАТОНА «АПОЛОГИЯ СОКРАТА» «Апология Сократа» (оправдательная речь Сократа) – произведение мыс- лителя Античной (древнегреческой) философии Платона. В данной работе Пла- тон передает (и вероятнее всего, достаточно близко к буквальному тексту) со- держание и суть речей Сократа в свою защиту на суде, устроенном афинскими демократами и окончившимся смертным приговором для мыслителя. «Аполо- гия Сократа» – это посмертное оправдание Платоном ложно обвиненного вели- кого философа «в безбожии, в развращении молодежи, в подрыве существую- щего государственного строя и даже во введении новых божеств» [2]. Нравственный смысл смерти Сократа – один из главных вопросов, кото- рый предстает перед читателями данной работы: каждый читатель наверняка задумывался о том, был ли прав Сократ, заслуженно ли он получил такое нака- зание и почему все-таки он, под угрозой лишения жизни, продолжал отстаивать свою позицию. На наш взгляд, нравственный смысл смерти великого мыслите- ля – это отстаивание позиции во благо справедливости и жизни людей: «Итак, выслушайте, что со мною случилось, и тогда вы увидите, что я и под страхом смерти никого не могу послушаться вопреки справедливости, а не слушаясь, могу от этого погибнуть» [1]. Сократ, как истинный мудрец, боится не смерти физической, а смерти духовной, нравственной. Отказ от собственных убежде- ний, отказ от справедливости – есть смерть более опасная, нежели физическая: «Нравственная порча – есть зло, которое гораздо хуже физической смерти» [1]. Пытаясь осмыслить жизнь и смерть, человек не можем утверждать, что есть на самом деле то и другое: такое ли это зло или смерть – есть другая, иная форма жизни? В работе «Апология Сократа» Платон отмечает: «...велика ли надежда, что смерть есть благо? Умереть, говоря по правде, значит одно из двух: или пе- рестать быть чем бы то ни было, так что умерший не испытывает никакого ощу- щения от чего бы то ни было, или же это есть для души какой-то переход, пере- селение ее отсюда в другое место, если верить тому, что об этом говорят» [1]. Анализируя монологи Сократа, стоит отметить, что его мудрость – это знание своего незнания («я знаю, что ничего не знаю»). На наш взгляд Сократ, принимает смерть по вине «немудрых» людей, желающих доказать, что они «мудрые». Сократ пострадал за свою праведность: мыслитель был верен своим убеждениям, для него правда и справедливость превыше всего. Мыслитель не видел смысла уговаривать и настаивать на своей пощаде «несправедливых судей». В доказательство мы находим в «Апологии Сократа» следующее: «Но и тогда, когда угрожала опасность, не находил я нужным делать из-за этого что-нибудь рабское, и теперь не раскаиваюсь в том, что защищался таким обра- зом, и гораздо скорее предпочитаю умереть после такой защиты, нежели ос-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=