Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

515 эволюции, развитие общества, что обуславливает индивидуальную траекторию формирования личности ребенка и человека. Исследования в области природной сущности человека помогли создать но- вые антропологические науки, которые более полно раскрывают представления об индивиде как предмете воспитания, обосновывают идею сложного единства биологического и социального, врожденных, наследуемых от далеких предков современного человека, и приобретаемых при жизни программ поведения; ин- стинктов и разума (этология и экология человека, валеология и т. д.) [6, c. 10]. Данное положение предполагает трактовку закономерностей объективных процессов социализации и инкультурации человека. Значимыми в аспекте философии образования представляется учение о личности как субъекте, функ- ционирующим в социуме. Это субъект деятельности в единстве своих природ- но-индивидуальных свойств и социальных ролей; субъект социального обще- ния, член социальных сообществ, несущий отпечаток мировосприятия каждого из них (от социальных установок, ценностей, образцов поведения – до ценност- но-нормативных стандартов определённого общественного слоя); субъект «са- мостроительства» себя как члена общества, сознательно формирующего свою социальность. Социальность – то, что сближает индивидов в силу общности ис- торических конкретно-социальных условий их жизнедеятельности (как бы «проецирование» социума на индивида). Личность в этой связи отражает «ка- чество» социальности – результат активности самосознания индивида, сохра- нения им внутренней автономии в социальных общностях. Ведь, как писал Ко- менский: «…целесообразно образовывать юношей, собирая их вместе, так как больше получается пользы и удовольствия, когда работа одних служит приме- ром и побуждением для других» [6]. В исследовании С. М. Салимовой принцип природосообразности утверж- дается как концептуальный подход к процессу приобретения будущими учителя- ми природосообразных знаний умений, навыков и опыта профессионально-педа- гогической деятельности, обеспечивающий удовлетворение потребностей в про- фессиональном саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации [3]. Заметим, что развитие современного научного знания о природе и челове- ке содействовало обогащению содержания принципа природосообразности воспитания. Особое значение в его интерпретации имело создание учения о ноосфере (В. И. Вернадский), в контексте которого у субъектов образования необходимо формировать этические установки по отношению к природе, к планете и биосфере в целом, природоохранную и ресурсосберегающую на- правленность личности. Современное значение принципа природосообразности в гуманистической педагогике получило обоснование в исследованиях В. С. Безруковой, Г. Н. Волкова, З. Г. Нигматова, П. П. Козловой. Рассмотрению содержательного компонента принципа природосообразности в обучении и воспитании посвя- щены исследования В. В. Кумарина, А. М. Кушнир, Н. Д. Виноградовой, А. В. Мудрик, Ф. Ш. Терегулова, В. Г. Торосян, З. И. Тюмасевой и др. Таким образом, возможно утверждать, что идея Коменского о природосо- образности воспитания и образования в ходе исторической эволюции педагоги-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=