Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

514 Ученый говорил о том, что образование и воспитание личности не зависит от физических показателей организма. Весьма актуальна в контексте природо- сообразного подхода идея Коменского о компенсации с помощью воспитания и обучения природных недостатков людей. «Природа, когда ей что-то помеша- ло развить свою силу в одном, может особенно ярко проявить себя в другом, стоит ей только помочь. Примеры ясно показывают, что слепые от рождения становятся замечательными музыкантами, правоведами, ораторами и т. д.; из глухих от рождения получились превосходные художники, ваятели, ремеслен- ники... Слепых, глухих, тупоумных надо приобщать к культуре и даже с осо- бым старанием, ввиду их большей потребности в помощи извне, так как их природа из-за внутренних недостатков меньше способна помочь себе»,– пи- сал он [3, с. 154]. В развитии природных задатков, по мнению ученого, первостепенное зна- чение имеет семья, на основании чего им была создана принципиально новая парадигма взаимоотношений семьи и школы: они должны взаимодействовать, сотрудничать друг с другом. Попечение о детях есть дело родителей, на по- мощь им даются школьные учителя. Их взаимоотношение и взаимодействие происходит на основе главного закона мира – закона гармонии и эволюции, предполагающего наряду с природосообразностью принципы народности, на- учности и религиозности [2, c. 63]. Школы обязаны не только давать образование, но и воспитывать – гото- вить к наиболее важным делам, «должны сделать людей мудрыми умом, благо- разумными в поступках, благочестивыми сердцем» [1]. Интересно отметить, что в данном процессе он также отводит ключевую роль природе, которую счи- тает «учительницей». Как другие человеческие искусства пользуются заимст- вованиями и подражаниями природе, так отсюда же должно брать для себя руководящие идеи и искусство воспитания. Ученый отмечал, что полное соот- ветствие с порядком всей природы и природы самого человека – и есть приро- досообразность, основание новой организации школы. Следует согласиться с мнением исследователей о том, что принцип приро- досообразности имеет свою историческую динамику, которая представлена в педагогической теории Я. А. Коменского – через живую и неживую природу; в учении И. Г. Песталоцци – через первоэлементы; в теории Ж. Ж. Руссо – че- рез природу самого ребенка; в дидактике А. Дистервега – через социальную природу и культуру; в педагогическом наследии К. Д. Ушинского – как антро- пологическое явление; в работах Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля – как условие свободного воспитания личности [4, c. 11]. Если интерпретировать идею Коменского о природосообразности в совре- менном контексте теоретических и практических проблем образования, то можно выделить следующие аспекты. Данная идея прослеживается в основе понимания специфики психического развития ребенка. Так, Л. С. Выготский выделял преформированный и непре- формированный типы развития. Согласно первому – природой изначально за- даны как стадии развития организма, так и его конечный результат; соответст- венно второму происходит развитие галактики, Земли, процесс биологической

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=