Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

513 П. В. Чирюкина Факультет истории и права, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. А. Кувырталова ИДЕЯ Я. А. КОМЕНСКОГО О ПРИРОДОСООБРАЗНОСТИ ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ СОВРЕМЕННЫЙ КОНТЕКСТ Интерес исследователей к историко-педагогическому наследию обуслов- лен современными проблемами образования, превращением его в одну из глав- ных сфер социального и личностного развития. Гуманистическая парадигма образования находит воплощение в личностно-ориентированной концепции обучения и воспитания, предполагающей взгляд на ученика как активного субъекта, имеющего природные задатки, обеспечивающие ему гармоничное развитие. В этой связи актуально обращение к мыслям выдающегося зарубеж- ного педагога, основоположника дидактики Я. А. Коменского, в частности, его идее о природосообразности воспитания. Взгляды Коменского на природосообразность с разной степенью детализа- ции характеризуются в многочисленных исследованиях разных лет, посвя- щенных историко-педагогическому наследию (П. Ф. Каптерев, П. Соколов, А. И. Пискунов, М. В. Кларин), непосредственно изучению его творчества (Н. К. Гончаров, О. Д. Лордкипанидзе, К. И. Салимова и др.). Проведенный историко-педагогический анализ позволяет утверждать, что идея о природосообразности в воспитании – один из методологических прин- ципов его педагогического учения, сложившийся под влиянием тезиса Ф. Бэко- на о том, что природой управляет тот, кто знает ее законы на основе тщательно- го наблюдения над ее явлениями и жизнью. Такой подход получил название натуралистическо-психологического, т. к. Коменский понимает природу «в са- мом широком смысле, как природу вселенной, а не одной человеческой психи- ки» [5, с. 200]. На основе этого предположения ученый утверждал о том, что человек является не только частью природы, но также имеет свою, особую че- ловеческую природу. Природосообразное воспитание означало в его понима- нии природное равенство людей, а, следовательно, обучаемость всех детей – и мальчиков, и девочек при наличии у каждого индивидуальных особенностей. Природосообразность по Я. А. Коменскому – это приведение закона образова- ния и воспитания индивида в соответствие как с общими законами природы, так и природной сущностью самого человека. Без воспитания человек не будет человеком. «Семена знания, нравственности, благочестия дает…природа, но она не дает самого знания…» [7, с. 13]. Поэтому усилия Коменского в области образования были направлены на просвещение всего человечества, а не на от- дельного индивида. «Всех нужно вести к тому, чтобы они, надлежащим обра- зом впитав в себя знания, могли с пользой пройти настоящую жизнь... Если мы позволим развивать ум только некоторым, исключив остальных, то будем не- справедливы по отношению к тем, кто обладает той же природой»,– провоз- глашал он великую цель всеобщего образования [3, с. 153].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=