Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

511 Методами исследования является констатирующий и диагностирующий эксперименты. В состав диагностической программы вошли следующие методики: Мето- дика «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» (А. Н. Орел), опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, в адаптации Т. Л. Крю- ковой), опросник Басса-Дарки (модификация Г. В. Резапкиной), личностная шкала проявлений тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчина). Данные методики позволяют выявить формы отклоняющегося поведе- ния, копинг-механизмы, копинг-стратегии и формы агрессивного поведения, к которым склонны учащиеся, а так же уровень их тревожности. В исследова- нии приняли участие подростки в возрасте от 15 до 17 лет с диагнозом «умст- венная отсталость». Результаты исследования показали, что наиболее распространенной фор- мой отклоняющегося поведения является агрессия, выявленная у 55,6 % испы- туемых. Самой часто встречаемой формой агрессивного поведения в ходе ис- следования выявлена обидчивость, проявляющаяся у 55,6 % подростков. Негативизм и раздражение наблюдаются у 44,4 % испытуемых. У 33,3 % об- следуемых подростков выражена физическая и словесная агрессии. Косвенная агрессия проявляется лишь у 22,3 % испытуемых. Агрессивное поведение подростков с умственной отсталостью может быть расценено как форма компенсации тревоги. Следует отметить, что в ходе ис- следования у 44,4 % подростков выявлен высокий уровень тревожности, а у 22,3 % – средний уровень тревожности с тенденцией к высокому. В. Г. Петрова, в своей работе утверждает, что волевое поведение всегда предполагает сознательное регулирование человеком своего поведения, что проявляется при определении цели, составлении плана, выполнении задания, преодолении препятствий. Волевая регуляция осуществляется в течение всей деятельности индивида с подощью волевых усилий, направленных на ее раз- личные компоненты [4, с. 148]. Так, Э. Сеген писал о резко выраженной слабо- сти волевых процессов умственно отсталых и считал ее важнейшей чертой, обусловливающей их состояние [2, с. 148]. Слабость волевого контроля в на- шем исследовании выявлено у 44,4 % испытуемых. Все вышеперечисленное заставляет человека искать новые алгоритмы и формы поведения, которые позволяют быстрее адаптироваться к сущест- вующей ситуации или совладать с трудной жизненной ситуацией. Для сов- ладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (ко- пинг-стратегии). Не способность правильно выбирать конструктивнее способы разрешения проблем может стать причиной поведенческих наруше- ний [3, с. 112]. Результаты диагностики показали, что 66,7 % испытуемых имеют направ- ленность копинг-стратегий на конфронтацию и 66,7 % на бегство-избегание, на дистанцирование – 55,6 %, на поиск социальной поддержки – 55,6 %. Низкий уровень поведенческих стратегий направленных на самоконтроль у 33,3 % под- ростков, на принятие ответственности – у 55,6 %, на принятие решения – у 22,3 %, на положительную переоценку – 33,3 %.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=