Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

510 И. А. Черных Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Степанова ВЫЯВЛЕНИЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, ко- торое не соответствует общепринятым или официально установленным соци- альным нормам, т. е. проблеме поведенческих нарушений . Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения сказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклоне- ниями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нару- шенным, а их поведение трудным [5, с. 99]. Д. Н. Исаев выделяет характеристические особенности подростков с умст- венной отсталостью, варьирующиеся довольно в широком диапазоне: от доб- рожелательности, общительности, подчиняемости и послушания до чрез- мерной драчливости или хулиганства, жестокости к другим людям или животным, тяжёлых разрушениях собственности; поджогах, воровстве, лжи- вости, прогулах в школе и уходах из дома, необычно частых и тяжёлых вспышках гнева [1, с. 48]. «Нарушенное поведение» определяется как поведение, обращающее на се- бя внимание нарушением норм, несоответствием получаемым советам и реко- мендациям и отличающееся от поведения тех, кто укладывается в нормативные требования семьи, школы и общества. По утверждению Д. Н. Исаева, поведе- ние, характеризующееся отклонением от принятых нравственных, а в некото- рых случаях и правовых норм, квалифицируется как девиантное [1, с. 245]. Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направ- ленности или мотивам поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы [2, с. 76]. Учитывая всё вышесказанное, становится очевидным, что изучение проблемы выявления поведенческих нарушений у подростков с умственной отсталостью является актуальной и практически значимой. Исследованием вопроса занимались учёные: Г. В. Апинян, И. М. Бгажно- кова, Л. С. Выготский, С. Д. Забрамная, Е. В. Заика, Е. В. Змановская, Д. Н. Исаев, В. К. Кузьмина, В. В. Лебединский, М. В. Малинаускене, Я. Н. Николаенко, П. О. Омарова, С. Я. Рубинштейн, Л. М. Шипицина и др. Целью нашего исследования является выявление особенностей проявления поведенческих нарушений у подростков с умственной отсталостью. Мы предполагаем, что на поведенческие нарушения в подростковом воз- расте влияет наличие агрессии, тревожности, слабости волевого контроля и на- правленность копинг-стратегий.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=