Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

51 Е. В. Барабанова Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. С. Ивлева ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Проблема развития памяти детей младшего школьного возраста на совре- менном этапе развития общества является актуальной и социально значимой, так как память лежит в основе любого психологического явления, связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство личности. Проблемой изучения памяти занимались великие педагоги и психологи, такие как Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, Н. Ф. Добрынина, А. А. Смирнов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и другие. Но, несмотря на глубокое изучение проблемы развития памяти младших школьников, данный вопрос нуждается в дальнейшем рассмотрении. Актуальность изучения темы «Психологические особенности памяти детей младшего школьного возраста» обусловлена тем, что память, является одной из важнейших психических познавательных функций, от уровня развития которой зависит продуктивность усвоения различной информации, как ребёнком, так и взрослым. В младшем школьном возрасте (7–10 лет) память, как правило, комбини- рованная. То есть ребенок старается запомнить информацию несколькими ви- дами памяти. Но не смотря на это, выделяется ведущий вид памяти, который влияет на активизацию других видов памяти. Исследования О. Е. Смирновой показали, что у младших школьников бо- лее развита память образная, чем смысловая. Лучше они запоминают конкрет- ные предметы, лица, факты, цвета, события [5, с. 35]. С 6 до 12 лет у детей активно развивается механическая память на не свя- занные логически единицы информации. Результаты исследований, проведенные П. И. Зинченко, позволили сделать следующие выводы: в младшем школьном возрасте у детей наиболее развита память зрительная, чем слуховая [2, с. 465]. Это связано с тем, что дети наибо- лее быстро запоминают красочный и яркий материал. К недостаткам памяти младших школьников относится неумение правиль- но организовать процесс запоминания, неумение разбить материал для запоми- нания на разделы или подгруппы, выделять опорные пункты для усвоения, пользоваться логическими схемами. Основываясь на выше изложенном, целью нашего исследования стали ана- лиз психолого-педагогической литературы по психологическим особенностям памяти детей младшего школьного возраста и подбор методик для её изучения. Поэтому предмет исследования составили психологические особенности памя- ти детей младшего школьного возраста. Задачи исследования заключались в следующем:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=