Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

506 чающая в себя представления человека о самом себе и самооценку, на основе которых он строит свое поведение [2]. Подростковый возраст охватывает период от 10–11 до 15 лет. Выделяют младший подростковый возраст (10–12 лет) и старший подростковый возраст (13–15 лет). Это переходный этап между детством и взрослым возрастом. Под- росток начинает отождествлять себя со взрослыми, требует равноправия и не- навидит, когда его сравнивают с ребенком. Непризнание подростков взрослы- ми – главная причина их конфликтов с окружающими. Интимно-личностное общение является главной ведущей деятельностью подросткового возраста [1]. К основным психологическим новообразованиям относят: а) чувство взросло- сти; б) «Я-концепция» – системы внутренне согласованных представлений о се- бе; в) Формируется самосознание; г) Ребенок стремится к самостоятельности. Кризис подросткового возраста проявляется в грубости поведения подростка, в стремлении поступать наперекор желаниям взрослых, в игнорировании заме- чаний и т. д. В этом возрасте идут глубокие изменения в мотивационно-пот- ребностной сфере. Это выражается в том, что у детей наблюдаются качествен- ные изменения мотивов, многие из которых характеризуются большой устой- чивостью, а многие интересы принимают характер стойкого влечения. Основной потребностью подростков является стремление к интимно-личност- ному общению со сверстниками. Учебная деятельность выдвигается на второй план, но все равно остается одной из главных деятельностей. У детей формиру- ется самосознание, которое является последней из всех психологических пере- строек человека [3]. На основе анализа психолого – педагогической литературы нами была со- ставлена диагностическая программа, включающая в себя два блока методик: диагностика мотивационно-потребностной сферы , включающая в себя такие методики как «Методика диагностики мотивации учения и эмоционального от- ношения к учению в средних и старших классах школы»; «Методика изучения потребности общения (ПО)» и «Потребности достижения (ПД) И. С. Бубно- вой». Диагностика самосознания : «Вербальная диагностика самооценки лично- сти Т. Элерса»; «Методика исследования самоотношения С. Р. Пантелеева (МИС)»; «Методика изучения особенностей Я-концепции М. Прихожан». Таким образом, поставленная цель достигнута, исследование можно счи- тать завершенным. Литература 1. Аверин, В. А. Психология детей и подростков: Учеб. пособие / В. А. Аве- рин.– 2-е изд., перераб.– СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 2009. 2. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.– М., 2011. 3. Фролов, Ю. И. Психология подростка: Хрестоматия / Ю. И. Фролов.– М.: Рос. пед. агенство, 2009.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=