Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

505 К. В. Чебрякова Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Ю. С. Ивлева ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подро- стковый возраст. В этот период происходит коренная перестройка ранее сло- жившихся психологических структур, возникают новообразования, закладыва- ются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок [3]. Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста [1]. Затрагивая тему личностных особенностей детей подросткового возраста, мы хотели бы углубиться в изучение мотивационно-потребностной сферы, са- мосознания и «Я – концепции», т. к. именно эти сферы являются одними из ос- новных новообразований данного возраста. Проблемой изучения особенностей личности детей подросткового возраста занимались такие ученые как Л. И. Божович, В. А. Крутецкий, В. В. Бодалев, Ф. Райс, В. А. Аверин, Т. В. Драгунова, А. М. Прихожан и другие. Цель исследования : изучить психолого-педагогическую литературу по пробле- ме психологических особенностей личности детей подросткового возраста. Объект исследования: особенности развития психики подростка. Предмет исследования : психологические особенности личности детей подросткового возраста. Основным методом данного исследования является теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме психологических особен- ностей личности подростка. Личность – человеческий индивид как продукт общественно-историче- ского развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный кон- кретно-историческими условиями жизни общества. Каждой личности свойственны различные потребности. Потребность – это состояние личности, выражающее зависимость ее от конкретных условий су- ществования. Потребность выступает источником активности личности. В по- требностях зависимость от конкретных условий существования личности вы- ступает своей активной стороной как система мотивов. Мотивы – это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой ак- тивности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности [2]. Самосознание – совокупность психических процессов, посредством кото- рых субъект деятельности осознает себя как такового. Оно не возникает у че- ловека сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида. Я-концепция – это устойчивая, но в тоже время изменяющаяся система, вклю-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=