Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

503 – определить цель (планировать сотрудничество со сверстниками и учителем); – постановка вопроса (инициативное сотрудничество в сборе информации); – управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка своих действий и партнера; – полное и точное выражение своих мыслей. При формировании коммуникативных УУД на уроке главной задачей яв- ляется организация совместной деятельности учащихся, благодаря которой можно установить рабочие отношения в группе. Совместная работа способст- вует продуктивной деятельности, учит с уважением относиться к партнёрам, выстраивать диалогические отношения. В ходе педагогической практики мы определили исходный уровень ком- муникативных УУД у учащихся 7-го класса и получили следующие результаты. Анализ результатов по методике «Исследование коммуникативных способно- стей» показал, что на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы 40 % учащихся имеют низкий уровень сформированности коммуникативных уме- ний (обучающиеся не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой ком- пании), 45 % – имеют средний уровень (семиклассники не теряются в новой обста- новке, быстро находят новых друзей), 25 % – высокий уровень (учащиеся активно стремятся к коммуникативной деятельности, испытывают в ней потребность). Развитию коммуникативных действий при изучении того или иного пред- мета способствует применение в образовательном процессе метода учебных проектов. Проект – работа, направленна на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта [5]. Работа над проектом способствует развитию познавательного интереса, даёт возможность проявить себя в роликонсультанта, эксперта, руководителя, наблюдателя. Работая в группе, дети учатся ставить цели, распределять роли, планировать индивидуальную и совместную деятельность, контролировать и оценивать себя и других участников деятельности. В процессе работы ученик по-новому выстраивает свои отношения не только с одноклассниками, но и с учителем-партнёром. Метод проектов даёт большие возможности для осуществления совместной деятельности ученика и учителя. В проектной деятельности учитель является и помощником, и консультантом, и человеком, который делает процесс коммуни- кации легким и удобным для всех; он не передаёт сумму знаний, а только направ- ляет деятельность школьника. Характер сотрудничества с учителем имеет боль- шое значение в развитии коммуникативной компетенции учащихся. В процессе проектной деятельности, параллельно с коммуникативными, реализуются познавательные, личностные, регулятивные универсальные учеб- ные действия, это говорит об их взаимосвязи и системности, лежащих в основе метода проектов. Учитель, применяя метод проектов на уроках физики, стремится повысить практическую направленность содержания, разнообразить формы организации

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=