Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

502 А. С. Цурикова Факультет математики, физики и информатики, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. М. Пономарева ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ПОДРОСТКОВ В современном мире формирование и развитие личности ученика осуще- ствляется в результате собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания. C внедрением Федерального государственного образова- тельного стандарта общего образования изменились требования к образова- тельному процессу в целом, его результатам и условиям реализации. В основе ФГОС основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который требует пересмотра существующихспособов и форм обучения. В структуре образовательных программ и в требованиях к результатам их ос- воения новый Стандарт образования предусматривает в качестве ключевой состав- ляющей овладение не только знаниями и умениями по предмету (предметные уме- ниями), но и формирование личностных и метапредметных результатов обучения. В процессе преподавания нужно обеспечить получение комплекса результатов, ко- торые можно объединить в три большие группы. Первая группа – метапредметные результаты, вторая группа – личностные результаты и третья – предметные резуль- таты. Мы рассмотрим первую группу метапредметных результатов. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реаль- ных жизненных ситуациях. Фундаментальным ядром образования являются универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём созна- тельного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социаль- ную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвое- нию новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [1]. Метапредметные умения делятся на три подгруппы: регулятивные, позна- вательные (информационные, мыслительные, мыслительно-речевые) и комму- никативные умения. Формирование УУД обеспечивается в ходе усвоения содержания учебных предметов. Каждый из учебных предметов имеет свою специфику и предостав- ляет различные возможности для формирования и развития УУД. Мы подробно рассмотрим коммуникативные УУД, под которыми подра- зумевается способность учащегося осуществлять коммуникативную деятель- ность, использовать правила общения в конкретных учебных и внеурочных си- туациях; самостоятельно организовать речевую деятельность в письменной и устной форме [4, c. 9–10]. Виды коммуникативных действий:

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=