Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

500 Л. И. Ходакова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Т. И. Лях ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ ДЕТЕЙ ШЕСТИ ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Исследование речевой готовности старших дошкольников к школьному обучению предполагает, прежде всего, проведение диагностического исследо- вания, уточняющего сформированость у этих детей компонентов данной готов- ности к школьному обучению Актуальность данной темы подтверждается тем, что коммуникативному воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста придается осо- бое значение, так как успех в речевом развитии определяет результативность усвоения школьной программы обучения, а также создает необходимые пред- посылки для активного общения со сверстниками и педагогом. Проблемой речевой готовности к школе детей старшего дошкольного воз- раста в плане изучения речи и речевой готовности к школьному обучению занимались такие ученые, как Р. Е. Левина, Р. И. Мартынова, М. Е. Хватцев, Г. В. Чиркина, Т. Б. Филичева, Р. И. Лалаева, и др. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме изучения речевой готовности к школе детей шести лет с общим недоразвитием, была разработана диагностическая программа, направленная на изучение речевой готовности к школе детей шести лет с общим недоразвитием речи. Её основой является иллюстративная методика логопедического обследования Т. Н. Волковской. В данную программу входят следующие методики [1, с. 3]: 1) методика «обследования звукопроизносительной стороны речи»; 2) методика «обследования слоговой структуры слова»; 3) методика «обследования словарного запаса слов»; 4) методика «обследования грамматического строя речи»; 5) методика «обследования связной речи». В ходе проведения исследования речевой готовности к школе детей шести лет с общим недоразвитием речи, были получены следующие результаты: 1. По данным методики «обследования звукопроизносительной стороны речи» у 70 % детей выявлен высокий уровень развития звукопроизносительной стороны речи и 30 % испытуемых имеют средний уровень развития. 2. Методика «обследования слоговой структуры слова» показала, что 60 % испытуемых имеют высокий уровень развития слоговой структуры слова. У ос- тальных 40 % присутствует средний уровень развития. 3. Результаты, полученные с помощью методики «обследования словарно- го запаса слов», показали, что 50 % испытуемых имеют высокий уровень разви- тия словарного запаса слов, а оставшиеся обладают средним уровнем развития. 4. С помощью методики «обследования грамматического строя речи» ус- тановлено, что у 40 % испытуемых присутствует высокий уровень развития

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=