Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

495 Т. Э. Хасаия Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – К. Ю. Брешковская МЕТОД ПРОЕКТА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТГПУ им. Л. Н. ТОЛСТОГО Сегодня в педагогической литературе все чаще используются термины проект, проектирование, проектный метод, проектная деятельность, что являет- ся актуальной потребностью современной практики образования. В ряду про- фессиональных компетенций педагога возникло требование к формированию проектировочных умений студентов, таких, как умение выделить проблему, найти способ ее решения, поставить цель, спланировать ход ее достижения, проанализировать полученный результат в соответствии с целью и способом ее достижения, увидеть новую проблему и т. д. Теоретический анализ психолого- педагогической литературы показывает, что проектная деятельность студентов и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фак- тов и результатов исследования. Проект дословный означает «брошенный вперёд», а проектирование – процесс создания проекта. Н. Ю. Пахомова дает следующее определение мето- да проектов «...это одна из личностно-ориентированных технологий, способ ор- ганизации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, группо- вые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики» [4, с. 30]. Метод проектов можно рассматривать как «способ достижения дидактиче- ской цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне определённым… практическим результатом, оформленным тем или иным образом» [2, с. 66]. Существенным признаком проектирования является то, что проектирова- ние – работа с будущим . Проект, который надо создать в ходе проектной дея- тельности, это идеальная модель. Однако не следует забывать, что проект дол- жен носить практический характер, его фундамент – это методологическая база, связанная с именами классиков и современников, к которым мы собираемся апеллировать, и теми традициями что послужат основанием проектной деятель- ности. Следует не заблуждаться в том, что единственной положительной харак- теристикой проекта является его принципиальная новизна. Проект должен быть изложен профессиональным языком, поддерживать традицию того или иного профессионального сообщества, быть правильно оформлен и презентован. Типологизируя проекты, Е. С. Полат выделяет одним из оснований доми- нирующий характер деятельности в проекте. На этом основании учебный выде- ляет следующие типы проектов: − практико-ориентированный (прикладной) проект;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=