Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

492 А. С. Фоменкова Факультет психологии, III курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Н. А. Пешкова КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР Заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, в настоящее время, зачастую взрослые, забывают о важности его личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Изучение особенностей эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста (5 лет) является важной проблемой в свете комплексного исследования личности ребенка в педагогике и психологии. Изучением эмоционально-волевой сферы ребенка с ЗПР занимались многие ведущие исследователи: С. Л. Выготский, В. С. Мерлин, А. П. Усанова, И. М. Соловьев, Ж. И. Шиф и др. Многие авторы (Т. А. Власова, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский, М. С. Певз- нер, Е. М. Самодумская, У. В. Ульенкова и др.) отмечают недостаточность эмо- циональной сферы детей с ЗПР, её незрелость, проявляющуюся в ситуатив- ности поведения, нестойкости, нестабильности эмоциональных проявлений [1]. Нами была составлена диагностическая программа, которая направлена на диагностику особенностей эмоционально-волевой сферы дошкольников с за- держкой психического развития, с целью проведения дальнейшей коррекцион- ной работы. Диагностика проводилась с группой детей 5 лет. Диагностическая программа включила в себя следующие методики: 1. Методика «Контурный С.А.Т.-Н» Л. Беллак, О. Беллак; 2. Модифицированная методика «Лесенка» В. Г. Щур; 3. Графическая методика «Кактус» М. А. Панфиловой; 4. Проективная методика «Несуществующее животное» М. З. Дукаревич; 5. Методика Р. С. Немова «Какой я?». Таким образом, выявлены основные проблемы в эмоционально-волевой сфере у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического разви- тия: страхи, низкий уровень развития эмоциональных отношений между ребен- ком и окружающими его людьми, заниженная самооценка, тревога, нереши- тельность, импульсивность, слабая способность к волевым усилиям, повышен- ная внушаемость, неуверенность. Есть немало средств коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольни- ков с ЗПР. Нам интересно рассмотреть такую методику коррекции как арт- терапия. Арт-терапия – (лат. ars искусство, греч. therapeia лечение) представляет со- бой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=