Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

491 Количественный анализ результатов показал, что высокий уровень сфор- мированности этнической толерантности не выявлен, средний уровень проде- монстрировали 60 % учеников младших классов, низкий уровень – 40 % испы- туемых от общего количества участников эксперимента. Результаты обработки полученных опытных данных показали, что у большинства детей 4-го класса недостаточный уровень развития такого качества личности, как этническая то- лерантность. Качественный анализ определил типичные недостатки в развитии детей. Недостатки заключались в негативном отношении к лицам других этнических групп, недостаточном объеме знаний о собственной и других этнических куль- турах и слабом использовании учащимися своих представлений в практической музыкальной деятельности. По окончании констатирующего эксперимента мы пришли к выводу, что необходима специальная работа по формированию этнической толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности. Прослушивание музыки, участие в активной музыкальной деятельности, посещение концертов и других мероприятий даст возможность познакомиться с традициями своего нацио- нального искусства и искусства других этносов. Для успешного преодоления типичных недостатков, выявленных в ходе диагностического исследования учащихся начальных классов, при организации музыкальной работы с учащимися мы использовали метод учебно-творческого проекта, включающего учебно-исследовательскую и музыкально-художествен- ную деятельность учащихся. С целью повышения уровня сформированности этнической толерантно- сти у младших школьников использовались также следующие методы обучения и воспитания: диалога культур и создания художественно-исторического контекста, интонационно-стилевого постижения музыки и метод «сходства и различия», а также проведение праздников как формы организации музыкальной деятельности с использованием национальных традиций разных народов. По окончании формирующего эксперимента количество детей с высоким уровнем повысилось на 30 %, со средним – осталось неизменным, а с низким уровнем уменьшилось, соответственно, на 30 % за счет перехода учащихся на более высокие уровни. Теоретический анализ и обобщение современных подходов к изучению толерантности позволили выявить взаимодополняющие, взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие уровня толерантности: позитивная эт- ническая идентичность, позитивные стереотипы, а также субъективные пред- ставления учащихся о социальной и психологической дистанции по отношению к представителям своей и других групп. Все составляющие уровня толерантности выполняют важную функцию адекватного социального познания меняющегося мира и создают благоприят- ные предпосылки для регуляции отношений учеников в поликультурной школьной среде.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=