Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

490 Д. Р. Филина Факультет искусств, социальных и гуманитарных наук, IV курс (заочная форма обучения) Научный руководитель – Л. М. Седунова ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ У ШКОЛЬНИКОВ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ Одной из актуальных проблем мирового сообщества является нетерпи- мость, обусловленная личным, национальным или религиозным высокомерием, враждебным отношением и мнением, отличающимся от своего. Поэтому очень важной становится подготовка школьников к жизни в поликультурном мире, предполагающая формирование толерантности как качества личности. Проблема формирования толерантности у подрастающего поколения на- ходилась в центре внимания многих педагогов. В ее изучение внесли свой вклад Р. Р. Валитова, Н. В. Круглова, В. А. Лекторский, Л. В. Скворцов, Б. М. Хомяков, М. Уоллер, П. П. Николсон и другие. Вместе с тем анализ психолого-педагоги- ческих источников и изучение практики формирования толерантности свиде- тельствуют о том, что многие вопросы остаются недостаточно разработанными. Без толерантности становится невозможным мирное сосуществование людей, что ведет к противоборству и соперничеству, агрессии и страху, борьбе за мнимые идеалы, связанные с этносом, возрастом, социальным положением и другими критериями личности. Толерантность отражает достаточно доброже- лательное отношение к отличиям окружающих людей, способность понять осо- бенности другого человека на основе принципов человеколюбия, уважения и морали. Толерантность является многосоставным человеческим качеством, которое следует планомерно формировать в воспитательном процессе общеоб- разовательной школы. Мы провели исследование на базе МБОУ средней общеобразовательной школы № 43 г. Тулы в 2015–2016 учебном году. В педагогическом экспери- менте участвовали дети 4-го класса в количестве 20 учащихся. На констати- рующем этапе опытно-экспериментальной работы ставилась цель – изучить уровень сформированности этнической толерантности у детей младшего школьного возраста. Критериями толерантности служили эмоциональный, когнитивный и по- веденческий компонент этнической толерантности учащихся. Показателями эмо- ционального критерия были отношение к собственной этнической группе и отно- шение к лицам других этнических групп. Показателями когнитивного критерия – совокупность знаний о других этнических культурах и представление о собст- венной гражданской идентификации. Показателями поведенческого компонента – использование в практической музыкальной деятельности элементов другой этнической культуры, а также владение образцами своей национальной музы- кальной культуры. Для диагностики использовались анкетирование учащихся и метод полярных профилей учителя.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=