Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

484 С. А. Тюпанова Факультет психологии, IV курс (очная форма обучения) Научный руководитель – М. В. Бут-Гусаим ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В настоящее время проблема, связанная с изучением особенностей эмо- циональной сферы, вызывает вопросы у родителей, психологов и педагогов. Актуальность данной проблемы связана с тем, что взрослая жизнь богата разнообразными эмоциями и чувствами, поэтому требует от ребёнка правиль- ного осознания, и, соответствующего реагирования на данные аспекты эмоцио- нальной сферы. Даже нормально развивающийся ребёнок часто находится под влиянием переполняющих его чувств и не всегда способен управлять своими эмоциями. Требуется достаточное количество времени и сил для того, он нау- чился понимать не только свои эмоции, но и других детей и взрослых и осозна- вать свои переживания. Важно научить управлять ребёнка своими эмоциями, так как такое умение позволит ему произвольно контролировать своё поведение и будет влиять на положительные проявления коммуникации с окружающими. Для эмоциональной сферы умственно отсталых детей характерны бедность и малодифференциированность переживаний. Б. И. Шостак и С. С. Ляпидевский отмечали, что его «чувства однообразны, неустойчивы, ог- раничиваются двумя крайними состояниями: удовольствие или неудовольст- вие, возникают только при непосредственном воздействии того или иного раз- дражителя». Вместе с тем у ребёнка – олигофрена отмечается живость эмоций. Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоя- тельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, следуют за другими детьми. Кроме того, у детей с умственной отсталостью часто бывают не- адекватные воздействиям эмоции и чувства. У одних детей наблюдается чрезмер- ная лёгкость и поверхностная оценка серьёзных жизненно важных событий [3]. Изучением проблемы развития эмоциональной сферы занимались такие учёные как Л. С. Выготский, О. К. Агавелян, Л. В. Занков, Г. М. Дульнев, Н. Л. Коломинский, Ж. И. Назамбаева, М. С. Певзнер, В. Г. Петрова и др. Целью нашего исследования стало изучение эмоциональных проявлений младших школьников с умственной отсталостью. В соответствии с поставленной целью исследования была разработана и апробирована диагностическая программа, направленная на изучение эмо- циональных проявлений детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью и состоящая из следующих методик: «Кактус», «Паровозик», «Не- существующее животное», методики «Диагностики детских страхов» (А. И. За- харов), «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=