Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

482 и тот же человек, находясь в отдаленном районе Татарстана, ассоциируется с жителем Казани; приезжая в Москву, он – «татарин»; в Берлине он – русский, а в Африке – белый. В-третьих, идентичность очень нестабильна. Обычно она слабеет в периоды мира и укрепляется (либо распадается) в периоды конф- ликтов и войн. Говоря о патриотическом воспитании, ученые имеют в виду последова- тельную и целенаправленную деятельность педагогов по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Проблема патриотического воспитания не является новой. Данный вопрос рассматривался в работах К. Д. Ушинского, который в основу патриотического воспитания положил идею народности. Совершенно иную трактовку имело рассматриваемое понятие в XX веке. Во времена Советского государства патриотизм имел идеологический оттенок и предполагал формирование определенного отношения к государству, к нации, к другим народам и странам. В педагогике советского периода вопросам воспита- ния патриотизма были посвящены работы А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Педагогические идеи А. С. Макаренко связаны с вопросами воспитания не только патриота, но и гражданина, человека, который способен поставить инте- ресы коллектива выше своих собственных, заниматься продуктивной деятель- ностью на благо Отечества. В. А. Сухомлинский в своих педагогических трудах рассматривал цен- тральное понятие патриотического воспитания – «Родина». Он считал, что пат- риотизм, любовь к Родине является основой человеческой жизни, личностной гражданской позиции. Ученый писал: «Сердцевина человека – любовь к Отече- ству – закладывается в детстве. …Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключа- ется в том, чтобы он постиг это счастье» [5, с. 14]. Следует отметить, что значи- тельную роль в патриотическом воспитании школьников В. А. Сухомлинский отводит родному языку, родной природе и труду. Сегодня проблемами патриотического воспитания школьников занимают- ся А. И. Попова, Ю. В. Савин, Е. С. Троицкий и другие ученые. А. И. Попова считает, что, реализуя задачи патриотического воспитания учащихся, учителю следует применять такие методы, которые способствовали бы накоплению системы знаний и умений в сфере формирования патриотиче- ских чувств, собственной позиции воспитанников, оценки явлений окружаю- щей действительности, действий, поступков, имеющих патриотическую на- правленность [1]. К педагогическим условиям, способствующим организации патриотиче- ской работы со школьниками, с точки зрения Ю. В. Савина, можно отнести: объединение и координацию усилий органов местного самоуправления, вете- ранских, творческих, научных, общественных, молодежных организаций, рус- ской православной церкви и других религиозных конфессий [3].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=