Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

481 Ф. И. Тунегов Факультет иностранных языков, I курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Ю. Алексеева ПРОБЛЕМА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА Проблема патриотического воспитания и гражданского становления под- растающего поколения – сегодня одна из актуальных задач государства, обще- ства и образовательных учреждений нашей страны. В важнейших нормативных документах (Законе «Об образовании в Рос- сийской Федерации», Национальной доктрине образования в Российской Феде- рации до 2025 г., Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г.) определена не только государственная политика в области образования, но и дан своеобразный социальный заказ на воспитание личности с активной жизненной и профессиональной позицией, трудолюбивого и высо- конравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы лично- сти, традиции других народов. В связи с этим значительно возросла роль обра- зовательных учреждений, детских и молодежных организаций, способствую- щих нравственно-патриотическому становлению детей и молодежи, подготовке их к самостоятельной жизни. На сегодняшний день, когда речь заходит о патриотическом воспитании школьников, наиболее часто используются такие понятия, как «патриотизм», «гражданственность», «российская идентичность». Рассмотрим эти понятия. Патриотизм – чувство любви и преданности Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины [2]. Патриотизм включает в себя: заботу об интересах своей страны; верность Родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; сочув- ствие к страданиям своего народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследо- ванным от него традициям; привязанность к месту жительства (области, горо- ду, деревне). Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содейство- вать процветанию общества [2]. Гражданственность включает в себя: чувство собственного достоинства; уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти; способность воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права. Российская идентичность – понятие довольно-таки сложное, ибо каждый воспринимает ее по-разному. В каждой стране своё восприятие идентичности. Однако следует сказать, что, во-первых, идентичность не создается раз и на- всегда, она постоянно меняется в рамках процесса социальных трансформаций и взаимодействий. Во-вторых, мы несем сегодня целый «портфель идентич- ностей», которые могут и совмещаться, и не совмещаться друг с другом. Один

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=