Молодежь и наука – третье тысячелетие (2016)

48 Е. Н. Балько Факультет иностранных языков, II курс (очная форма обучения) Научный руководитель – Е. Н. Чеснова ПЛАТОНИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ – ИСТОРИЯ МИФА Философия любви является не только древней наукой, но и вечной темой для размышления. Это такая же сложная тема, как и смысл жизни, смерть и бессмертие. Однако существуют различные виды любви. Целью статьи являют- ся ответы на вопросы – что такое платоническая любовь и как она понимается в современном обществе. Данная тема является актуальной, так как понятие «платоническая любовь» претерпело некоторые изменения, которые я собира- юсь рассмотреть. Известно, что Древняя Греция и Рим были родиной европейского эроса, так как греческие философы попытались понять и интерпретировать сущность любви. Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, необходимо обра- титься к диалогу Платона «Пир». Именно это сочинение посвящено теме любви и является одним из главных его произведений. Диалог состоит из вступления и семи речей. Главная тема – восхождение человека к высшему благу, которое воплощается в идее небесной любви. Философы говорят о любви, которая су- ществует благодаря богу Эроту [3]. Так, Федр рассказывает мифы о происхож- дении Эрота и называет его одним из древнейших богов. Павсаний говорит об образах, олицетворяющих любовь – Афродите небесной и Афродите земной. Так же им соответствуют два Эрота, два типа любви – истинной и пошлой. Тре- тья речь принадлежит Эриксимаху, в которой он говорит, что Эрот живет не только в человеке, но и во всей природе. Далее Аристофан развивает миф, со- гласно которому в древности люди были андрогинами. Он считает, что любовь – это стремление к целостности [3]. Андрогинизм является спорным вопросом. Так, немецкий философ Ф. Шеллинг отвергает этот миф: если бы существова- ли люди с неразделенными полами, откуда же взялось бы их любовное тяго- тение вовне? Они были бы вполне самодостаточны, и любовь бы их угасла. В свою очередь, отечественный философ В. С. Соловьев воспринял данный миф положительно, сказав, что «любовь – влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни» [1]. Сократ считает, что Эрот – это нечто среднее между прекрасным и безобразным, ме- жду мудростью и невежеством. Эрот – это стремление от худшего состояния к лучшему. Именно мудрость считается самым прекрасным благом, поэтому Эрот – любитель мудрости, философ. Далее Сократ утверждает, что любовь к прекрасному – это любовь к вечному благу и бессмертию. Таким образом, люди стремятся к бессмертию через рождение детей и творчество. «Беремен- ные духовно» способны рождать добродетели, творения и различные откры- тия [1]. Философ любит прекрасное само по себе, так как оно божественно и единообразно. Человек, узревший такое прекрасное, способен родить саму добродетель. За всеми существующими видами любви должна стоять высшая

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=